1. Образование и семейное положение.
По образовательному уровню, женщины более «образованы» - реже имеют лишь средне-специальное или незаконченное высшее образование, и чаще чем мужчины имеют более чем одно высшее образование.
Анализ различий в семейном положении по гендерному признаку показал, что если предприниматель находится в разводе, то вероятность того что это женщина - на порядок выше, так из 12 подобных случаев, 9 пришлось на женщин, и только 3 на мужчин (при выборке, состоящей из 57% мужчин и 43% женщин). Таким образом, разведенные и образованные женщины чаще пробуют себя в роли предпринимателя.
2. Психологические особенности.
Полученные данные по методике Майерс-Бриггс обнаружили две особенности:
1. Если среди мужчин бизнесменов количество экстравертов и интровертов приблизительно одинаковое (соразмерное), то среди женщин-предпринимателей наблюдается преобладание экстравертов.
2. Если количество «мыслящих» и «чувствующих» женщин приблизительно одинаковое (соразмерное), то среди мужчин наблюдается преобладание «мыслящих» типов.
Т.о. на основании нашего исследования можно сказать, что если предприниматель – женщина, то существует достаточно большая вероятность того, что она экстраверт, а если предприниматель – мужчина, то велика вероятность того, что он принадлежит к мыслительному типу, т.е. типу предпочитающему принимать безличные решения на основе логических выводов, а не на основе личностных или общепринятых ценностей.
Полученные данные по методике Зимбардо также обнаружили интересную особенность: женщины в большей степени, чем мужчины ориентированы на гедонистическое настоящее - настоящее полное удовольствие, когда ценится наслаждение моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения.
3. Менеджмент и информационный обмен.
Женщины чаще акцентируют своё внимание и испытывают потребность в информации, связанной с разработкой ресурсной модели обеспечения бизнеса, а в качестве преимуществ бизнеса выделяют качество руководства компанией, т.е. в т.ч. и собственные управленческие способности.
4. Применение информационных и интернет технологий.
В процессе изучения специфики применения информационных технологий в бизнесе были выявлены различия между предпринимателями по гендерному признаку. Так пятеро из опрошенных бизнесменов (N=82, 50 мужчин и 32 женщины) отметили, что их бизнес в настоящее время не зависит от применения информационных технологий, и как оказалось, четверо из них женщины. Так же три представительницы слабого пола отметили, что они не знают, будет ли польза от применения информационных технологий в будущем; мужчины таких ответов не давали.
В качестве перспективного направления развития бизнеса - рекламу в сети, мужчины отмечают в 3 раза чаще, чем женщины.
При выборе информационной системы предприятия 25 % мужчин акцентируют свое внимание на масштабируемости системы, а среди женщин – только 5%. 80% мужчин смотрят на цену, как один из ключевых факторов выбора, среди женщин фактор цены значим только для 40% респондентов.
Женщины чаще обращаются к ИТ-компаниям для настройки ПК и ПО: 7 женщин-бизнесменов, и ни одного респондента мужчины. Мужчины же чаще прибегают к альтернативным источникам: настраивают сами или имеют в компании штатного специалиста.
Женщины больше обеспокоены проблемой информационной безопасности, и в среднем в 3 раза чаще планируют закупку антивирусных и антиспам приложений. Использование в работе программ автоматизации работы с персоналом было отмечено в 3-х случаях, и исключительно бизнесменами женщинами.
В заключение отметим, что результаты последнего блока могут быть особенно полезны продавцам программного обеспечения и системным интеграторам для более гибкого подхода в переговорах с бизнесом.