В проведенном исследовании изучались личностные особенности предпринимателей малого бизнеса и устанавливались взаимосвязи выявленных особенностей с информационными процессами в бизнес среде. В фокус внимания попали такие индивидуальные характеристики как, готовность к переменам, временные склонности и предубеждения. Отдельным вопросом стояло изучение отношения предпринимателей к применению компьютерных и интернет технологий.
Вместо предисловия
Говоря о проведенном исследовании, хочется упомянуть о тех принципах и основополагающих теоретических основаниях на которые мы опирались.
Соглашаясь с известными отечественными ученными А.Г.Асмоловым и А.Н.Леонтьевым, психология 21 века представляется нам этической драматической психологией, культурно-исторической психологией и психологией конструирования миров.
"Погружение в смысл культурно-исторической психологии приводит нас к постижению взаимопереходов, преобразований социальных связей в мир личности и сотворения личностью из материала этих связей миров человеческой культуры". "Социальный мир свертывается, меняет размерность, превращается во внутренние миры" – так описывает процесс интериоризации А.Г. Асмолов, - происходит переход от мира значений к миру смыслов. Он пишет: "каждый из нас напичкан вселенными, которые свертываются из социального мира, а потом хлынут потоком в этот мир, рождая новые миры".
Согласно Мэю, каждый индивид конструирует вокруг себя свой мир, сам создает себе ограничения и рамки. Всякое "расширение сознания", изменение точки зрения есть, по Мэю, переконструирование мира, создание нового мира. По Ясперсу, смысл существования всякого человека – дать уникальную расшифровку тайны бытия и донести ее до других в коммуникации.
В проводимом исследовании нас интересовали те, кто представляют миру собственные "уникальные расшифровки тайны бытия" в активной практической и интеллектуальной деятельности. Интересовали люди работающие в информационно динамичной среде, принадлежащие к непрерывно развивающейся профессиональной группе – группе предпринимателей.
Сегодня Россия встает на путь выхода из комплексного кризиса, глубоко проникшего в политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. В центре внимания всех ветвей власти и общества оказываются "Проекты" и традиционный вопрос "Что делать?" Вместе с тем, зачастую, в тени остается более важный вопрос "Кто будет делать?". Индивидуальные изменения лежат в основе всех достижений общества, группы, организации. Как только у отдельного человека появляется стимул сделать нечто новое, начинает меняться мир.
В настоящий момент, сложилась ситуация востребованности субъектов развития, способных к практическому преобразованию действительности. Проведенное исследование и проект "Бизнес-психолог.рф" в целом направлены на содействие тем, кто может изменять внешний и внутренний мир к лучшему, и получать при этом прибыль.
Цель исследования
Изучение личностных особенностей предпринимателей малого бизнеса и установление взаимосвязи выявленных особенностей с информационными процессами в бизнес среде. В фокус нашего внимания попадают такие индивидуальные характеристики как, готовность к переменам, временные склонности и предубеждения. Отдельным вопросом стоит изучение отношения предпринимателей к применению современных компьютерных и интернет технологий.
Методики исследования
Три социологические анкеты - "анкета предпринимателя", "бизнес-анкета" и анкета на выявление отношения к информационным и интернет технологиям. И три психологических методики. Известный в менеджменте индикатор Майерс-Бригс (позволяет выявить индивидуальные сходства и различия в восприятии информации и принятии решений, диагностировать интересные и важные поведенческие стереотипы). Тест Зимбардо по временной перспективе (временная перспектива рассматривается авторами как переменная индивидуальных различий и выявляет специфические темпоральные склонности). И опросник на готовность к переменам.
Скачать и ознакомиться со всеми анкетами и опросниками (204 Кб): research.xls.
В исследовании приняли участие 60 предпринимателей. 104 бизнесмена заполнили хотя бы одну анкету.
Гендер: 57% мужчины / 43% женщины.
Отрасли: Торговля (оптовая и розничная) - 47%, информационные технологии/интернет/телеком - 14%, искусство/развлечения/туризм - 9% и другие.
География: Ростов-на-Дону и города ЮФО - 43%, Москва и Санкт-Петербург - 16%, Екатеринбург, Челябинск, Воронеж, Новосибирск и другие.
Опыт предпринимательской деятельности: |
Возраст текущего бизнеса: |
1 год – 35% | 1 год – 49% |
от 2-до 4-х лет – 31% | от 2 до 4-х лет – 34% |
свыше 5 лет – 34% | свыше 5 лет – 17% |
Средний: 4,2 года | Средний: 3,1 года |
По оценке предпринимателей бизнес находится в стадии:
- организация и запуск – 26%
- разработка и становление – 18%
- развитие и стабилизация – 48%
- стагнация и затухание – 8%
Некоторые психологические данные
Психологические типы в группе предпринимателей по методике Майерс-Бриггс (63 бизнесмена):
ESTP
Маршал 7,9% | ESFP
Политик 7,9% | ENTP
Новатор 11,1% | ENFP
Инициатор 4,8% |
ESTJ Администратор
17,5% | ESFJ
Энтузиаст 4,8% | ENTJ
Предприниматель 6,3% | ENFJ
Наставник 3,2% |
ISTJ
Инспектор 23,8% | ISFJ
Хранитель - | INTJ
Аналитик 1,6% | INFJ
Гуманист - |
ISTP
Мастер 1,6% | ISFP
Посредник - | INTP
Критик 7,9% | INFP
Романтик 1,6% |
Количественное и процентное соотношение групп типов MBTI среди работников разных специальностей (данные по психологам, ИТ-специалистам, продавцам и менеджерам приведены из исследования Абельской Е.Ф.):
|
Психологи |
ИT-специалисты |
Продавцы |
Менеджеры |
Предприниматели | |||||
N | % | N | % | N | % | N | % | N | % | |
Экстравертные (E) | 24 | 48 | 18 | 36 | 26 | 52 | 27 | 54 | 40 | 63 |
Интровертные (I) | 26 | 52 | 32 | 64 | 24 | 48 | 23 | 46 | 23 | 37 |
Сенсорные (S) | 27 | 54 | 26 | 52 | 40 | 80 | 42 | 84 | 40 | 63 |
Интуитивные (N) | 23 | 46 | 24 | 48 | 10 | 20 | 8 | 16 | 23 | 37 |
Мыслительные (T) | 18 | 36 | 41 | 82 | 34 | 68 | 42 | 84 | 49 | 78 |
Чувствующие (F) | 32 | 64* | 9 | 18 | 16 | 32 | 8 | 16 | 14 | 22 |
Организованные (J) | 25 | 50 | 20 | 40 | 38 | 76 | 42 | 84 | 36 | 57 |
Гибкие (P) | 25 | 50 | 30 | 60 | 12 | 24 | 8 | 16 | 27 | 43 |
* - жирным шрифтом выделены наиболее яркие предпочтения