Предыдущая статья «Трудности перевода или подводные камни при оценке кандидата на собеседовании» была посвящена ошибкам, которые склонны совершать работодатели при оценке кандидата.
Определить проблему это конечно значимые полдела, но не менее важно знать как действовать после этого более эффективно.
В практике управления персоналом существует универсальное «Правило 5-ти пальцев», позволяющее оценивать соответствие кандидата должности и компании, учитывая основные пять критериев.
Рассмотрим подробно каждый из них.
Здесь мы оцениваем опыт кандидата и его профессиональные компетенции.
Не всегда менеджер по персоналу может оценить уровень профессиональной подготовки специалиста (например, бухгалтера, юриста, программиста и др.) в силу своей некомпетентности в данной области.
В этом случае не надо превращать собеседование в разговор немого с глухим, а лучше организовать встречу с непосредственным руководителем или с профессионалом в данной области. Это сэкономит время и даст объективную оценку.
Альтернативным методом оценки могут быть также различные тестовые методики и аналитические задания. Данные методы очень информативны, так как мы можем оценить не только знания, умения, навыки, но и степень стрессоустойчивости кандидата, ответственность, его готовность выполнять работу в срок.
По результатам оценки у нас появляется четкое видение «зоны актуального развития», то есть собственно возможности кандидата на момент собеседования и «зоны ближайшего развития» или потенциала.
Для работодателя очень важно проявлять гибкость в собственном поведении и «не рубить с плеча» если кандидат чего-то не знает.
Поэтому первоначально важно определить наличие, каких компетенций являются обязательными, а каким компания может обучить самостоятельно, при имеющихся у нее ресурсах (программа обучения, система наставничества, сроки выполнения задач и др.).
Мотив – это причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к действию. Структура мотивов – это соотношение мотивов, характеризующих поведение человека.
Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? («Я работаю для того, чтобы…»).
Цель анализа структуры мотивов - определить, что кандидат хочет получить от работы и конкретной должности, каковы его планы.
В трудовой мотивации выделяют два основных направления мотивационного поведения: стремление к успеху и избегание неудач. Это движение «К…(как хочу)» или движение «От…(как не хочу)». Первые делают все, чтобы добиться успеха, вторые – избежать неудач.
Люди, у которых преобладает избегание, как правило, ориентированы на поиск ошибок и негатива, склонны многократно перепроверять и избегать рисков. Они бывают успешны в контролирующей работе, требующей внимательности и скрупулезности и абсолютно не подходят для работы в условиях быстрых изменений и большого количества контактов с людьми.
Выявление ведущего мотива позволяет в дальнейшем грамотно выстраивать взаимодействие с сотрудником при постановке задач, профессиональном и карьерном развитии.
Почему кандидат, отвечающий требованиям должности, тем не менее, является неподходящим? Один из вариантов ответа на этот вопрос – несоответствие ценностям компании.
Ценности компании определяют саму компанию. Для одних это перечень красивых слов на бумажке, для других - способ действовать.
Организационные ценности по своей силе можно сравнить с поведенческими установками. Установка, как известно, очень стойкое состояние, редко поддающееся изменениям. Поэтому многие специалисты по персоналу разделяют мнение о важности нанимать не компетенции, а ценности.
Оценить насколько представление кандидата о правильном поведении соответствует ценностям организации можно с помощью CASE-интервью (ситуативное интервью).
Речь не идет о соответствии каким-то стандартам красоты (если это не собеседование в модельное агентство).
Критерием оценки внешнего вида в первую очередь является опрятность и аккуратность. Любые взаимоотношения в коллективе — это вопрос воспитания и компромиссов, а соблюдение дресс - кода — это внушение клиентам ощущения надежности в партнерстве.
Неформальный же вид кандидата указывает на его отношение к собеседованию и интервьюеру в частности, а также готовность подчиняться нормам и правилам компании.
Уверенность в работнике является основополагающим для работодателя.
Но где вероятность, что новый сотрудник, так хорошо проявивший себя на собеседовании, не шпион компании конкурента, желающий получить клиентскую базу или технологию работы?
Вопрос того насколько кандидат «чист» с точки зрения финансовой безопасности обычно решают соответствующие структурные подразделения (служба безопасности). При отсутствии специализированных служб можно самостоятельно запросить рекомендации с предыдущих мест работы. Нелишним, в таких вопросах, бывает и интуиция работодателя.
Критерии оценки |
Знания, умения, навыки |
В зоне актуального развития |
В зоне потенциала |
Поведенческие индикаторы |
Методы оценки | ||
1.Соответствие должности: оценка опыта и потенциала |
Навыки коммуникаций
|
|
грамотная речь |
Оценка поведенческих навыков, проявляемых на собеседовании: тембр и скорость речи, использование слов-паразитов, слышит ли кандидат вопросы, каковы невербальные проявления, скорость переключения на новую тему разговора и т.д. | |||
✔ |
|
ассертивное (уверенное) поведение
| |||||
| ✔ |
гибкость в общении: способность в подстройке, принятие разных коммуникативных стратегий | |||||
| ✔ |
способность к диалогичному общению, умение слушать/слышать | |||||
✔ |
готовность устанавливать массу контактов и инициировать их |
Оценка прошлого опыта: «С каким количеством людей вы общались в течение рабочего дня?» «Сколько визитов в день вы делали?» «Каким образом привлекали новых клиентов?» | |||||
Навыки активных продаж
|
В зависимости от политики компании-работодателя и наличия ресурсов к подготовке специалистов. |
установление контакта
|
Моделирование ситуации «Продайте мне ручку»
Оценка прошлого опыта: «Вспомните ситуацию работы с бывшим клиентом, как Вы поступали, если…»
Вопросы, направленные на оценку конкретных знаний по технике продаж. | ||||
выявление потребности | |||||||
презентационные навыки
| |||||||
работа с возражениями
| |||||||
завершение контакта | |||||||
Знание продукта |
|
✔ |
способность к быстрому обучению
|
Оценка прошлого опыта кандидата: «Как погружались в новую деятельность?» Ситуативные вопросы: «Как Вы считаете, что обеспечивает успех в продажах?» | |||
навыки работы с большим объемом информации | |||||||
Стрессоустойчивость | ✔ |
|
умение управлять своим эмоциональным состоянием |
Оценка поведенческих навыков, проявляемых на собеседовании в ходе быстро задавания разноплановых вопросов Оценка прошлого опыта «Как вели себя в ситуации с трудным клиентом? А как правильно, по вашему мнению?»
CASE-вопросы: «Представьте, что приехали на встречу с клиентом, однако забыли взять презентационные буклеты. Опишите Ваши действия» | |||
способность сохранять высокую продуктивность длительное время | |||||||
2. Структура мотивов
|
Мотивация к достижению | ✔ |
готовность использовать максимальное количество личных ресурсов
|
Оценка речи кандидата на предмет наличия стремления или избегания. Оценка шкалы приоритетов кандидата: «Что для Вас важно в работе?» «Какой клиент/коллектив для Вас оптимален?» «Что может повлиять на Ваше решение покинуть компанию?» «Что больше всего приносило удовольствие?» «По каким показателям оценивалась ваша деятельность?» | |||
ориентация на результат (наилучший из возможных) | |||||||
3. Соответствие корпоративной культуре
|
Лояльность к компании |
| ✔ |
умение соотносить свои цели с целями компании |
CASE-вопросы: «Вас просят выполнить работу, которая не входит в ваши обязанности, но в данный момент больше никто ее не сможет сделать. Опишите Ваши действия»
«Один из этапов развития любой компании – это кризис, упадок. И сейчас, Ваша компания находится именно на данном витке развития, работать приходиться на перспективу. Опишите Ваши действия » | ||
способность сохранять высокую мотивацию к работе в компании | |||||||
Честность | ✔ |
|
ориентация на клиента (внутреннего и внешнего) |
CASE-вопросы: «Перед вами клиент, которому вы предлагаете заведомо некачественный товар, недостатки которого известны только Вам. Опишите Ваши действия». | |||
Готовность к изменениям | ✔ |
|
умение использовать возможности для расширения своих навыков
|
Оценка прошлого опыта кандидата: «Приходилось ли работать в режиме частых нововведений? Как справлялись с такими ситуациями? Что было сложно/легко? »
| |||
способность к самообучению, самомотивации | |||||||
4. Внешний вид
|
Опрятность, аккуратность внешнего вида | ✔ |
|
соответствие внешнего стиля кандидата мероприятию собеседования |
Визуальная оценка внешнего вида кандидата | ||
Соблюдение dress-code компании (при наличии требований) |
| ✔ |
готовность подчиняться правилам делового поведения в компании | ||||
5. Финансовая безопасность
|
Соблюдение секретной информации компании | ✔ |
|
положительные рекомендации с предыдущих мест работы |
Запрос рекомендаций через Службу безопасности
Сравнительная оценка мотивов и действий кандидата (на предмет наличия/отсутствия соответствий) | ||
открытость к взаимодействию с работодателем (готовность отвечать на вопросы) | |||||||
конкретные и четкие ответы на открытые вопросы | |||||||
отсутствие стремления ввести в заблуждение |