Команда строит башню (деловая игра)

В арсенале практикующего бизнес-тренера должны быть полезные и увлекательные игры для отработок навыков командного взаимодействия. Когда общая задача участниками команды выполняется непосредственно и одновременно, да еще и в непринужденной атмосфере, происходит рост ориентации на коллективные цели, усиливается приверженность и причастность к группе.

В арсенале практикующего бизнес-тренера должны быть полезные и увлекательные игры для отработок навыков командного взаимодействия. Когда общая задача участниками команды выполняется непосредственно и одновременно, да еще и в непринужденной атмосфере, происходит рост ориентации на коллективные цели, усиливается приверженность и причастность к группе.


Разминки

Предварить «центральное упражнение», длительную по времени игру лучше несколькими разминками. Например, приветственное «Ха» и упражнение «Большая змейка».


Деловая игра «Башня из бумаги»

Цель: Отработать навыки работы в команде и схемы команд­ного взаимодействия. Выявить роли участников команды. Способствовать сплочению команды. Помочь снять напряжение. Мотивировать участников к совместной деятельности. 

Время и варианты: До трех часов. Можно изменить (сократить или увеличить) время, данное командам на обдумывание в зависимости от условий проведения тренинга: будет ли вестись видеозапись, или проводиться построение башни одновременно всеми командами.

Инструментарий: Ручки или карандаши для участников, секундомер или часы с секундной стрелкой, раздаточные материалы для участников, несколько пачек бумаги по 500 листов формата А4, рулетка. Дополнительно: флипчарт, видеокамера.

Содержание:

  1. Участники делятся на несколько команд. Каждой команде выда­ется раздаточный материал с инструкциями и 100 ли­стов бумаги формата А4. Тренер дает участникам следующую инструкцию: «Вам необ­ходимо построить башню из бумаги с максимальной эффектив­ностью, следуя полученным инструкциям. На обсуждение и подготовку к работе вам дается 30 минут. Во время обсуждения и для экспериментов можно использовать каждый лист бумаги только один раз, то есть если лист бумаги каким-то образом согнут для пробы, то для следующих экспериментов и непосредственно для построения башни вы должны брать новые листы. В вашем рас­поряжении только полученные командой 100 листов бумаги. Если вам нужны дополнительные листы, вы можете их купить у тре­нера, цена каждых дополнительных 20 листов указана в роздан­ных вам инструкциях. Построенная башня должна простоять не меньше 1 минуты».

    Засекается время начала обсуждения. Через 45 минут обсуждение прекращается. Все команды сдают полученные инструкции и листы бумаги, использованные для моделирования вариантов строительства.

  2. Команды начинают по очереди строить башню из бумаги. По­рядок выступления команд определяется жеребьевкой. Коман­дам дается на построение башни максимум 15 минут. Перед на­чалом выполнения задания команда откладывает в сторону какие бы то ни было записи и инструкции, бумага складыва­ется в одну пачку в обычных листах (не в заготовках) в центре комнаты (но не распределяется между участниками команды). Команда начинает строить башню по команде тренера, кото­рый засекает время и следит за выполнением задания. Во вре­мя работы команды участникам других команд запрещается продолжать обсуждение предстоящего строительства. После построения башни члены команды должны четко рапортовать тренеру об окончании строительства. Тренер отмечает время окончания строительства и засекает 1 минуту, которую долж­на простоять башня, чтобы задание считалось выполненным. После окончания данной контрольной минуты тренер произ­водит замер высоты башни. Затем башню строит следующая команда, и процедура полно­стью повторяется и т.д.

  3. После окончания выступления последней команды проводит­ся разбор видеозаписи выступления каждой команды по очереди, а также структурированное групповое обсуждение по приведенным ниже вопросам.
  • Как проходило обсуждение выполнения задания?
  • Как распределились роли в команде?
  • На что обратили внимание при просмотре видеозаписи?
  • Совпадает ли цель, поставленная себе командой, с целью данного задания, поставленной тренером?
  • Все ли параметры учли участники команды: время, высота, материалы?
  • Что помогало при выполнении задания?
  • Что мешало?
  • Как бы вы действовали сейчас?
  • Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?
  • Кто из участников разбираемой команды был наиболее полезен?

Инструкция (раздаточный материал)

Задача

Построить башню с максимальной эффективностью.

Параметры эффективности

  • высота башни;
  • время, затраченное на строительство башни;
  • количество материала, использованного для строительства.

Время

45 минут для обдумывания и 15 минут для строи­тельства башни.

Ресурсы

100 листов бумаги. Дополнительные листы бло­ками по 20 шт. (всего не более 500 листов) могут быть полу­чены у тренера по требованию представителя команды.

Ограничения

  1. Никакой другой материал, кроме того, который распространяется тренером, не может быть использован. Стоимость всех взятых листов зачисляется на счет команды независимо от того, были они использованы или нет.
  2. Материал можно использовать только один раз. Если во время подготовительной стадии какие-либо листы были исполь­зованы (для моделирования вариантов строительства), они не могут быть использованы ни для строительства, ни для других пробных попыток.
  3. Изготовление заготовок не допускается. В момент начала строительства никаких сгибов на листах бумаги быть не должно.
  4. Тренер отвечает за замер времени, затраченного на пост­ройку башни и определение результатов. Строительство начи­нается по команде тренера независимо от того, готова коман­да или нет. По завершении строительства необходимо громко и четко проинформировать об этом тренера.
  5. Высота башни измеряется от поверхности, на которой она установлена.
  6. Башня должна быть построена без дополнительной опо­ры и способна простоять хотя бы 1 минуту после окончания строительства.

Параметры эффективности

Эффективность упражнения

Эффективность упражнения

Эффективность упражнения


Источник: Н.Е. Равикович, Тренинг командообразования. Концепция, диагностические методики, игры. Издательство: Генезис. Серия: Бизнес-психология, 2003 г.

Немного фотографий с проведения данной игры. Институт Управления Бизнеса и Права, 2006.

Описание

Материал подготовлен
Руденко Владимиром
Материал подготовлен
Руденко Владимиром