Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день. Не допустите этого.
Выбор профессии, по сути, сводится к ответу на вопрос: «Как сделать счастливыми 1/3 суток моей жизни?». Еще в XVI в. Френсис Бэкон говорил, что счастливы те, чья природа находится в согласии с их занятиями. Если же Вы будете заниматься нелюбимым делом, то будете несчастны как минимум 8 часов в день.
Как отмечает К. М. Гуревич (1974), каждый человек может овладеть любой профессией, но все дело в том, сколько на это понадобится времени и сил.
Период трудовой активности в жизни субъекта ограничен, а непродуктивная безрадостная деятельность оборачивается не только личным несчастьем, она отражается и на всем обществе. Поэтому задача профессионального самоопределения найти кратчайшие и наиболее эффективные пути формирования профессионального мастерства, а также предотвратить возможные ошибки в выборе профессионального занятия.
Неправильные выборы являются следствием недостаточной осведомленности по трем направлениям: I) Незнание мира профессий - профессий существующих и актуальных в перспективе; II) Незнание правил выбора профессий, то есть то, каким образом соотнести себя с существующими профессиями; III) Незнание самого себя - с точки зрения своего здоровья, своих способностей, «чего я хочу добиться» и «от чего я получаю удовольствие».
Согласно «Единому тарифно - квалификационному справочнику» в мире более 50 000 профессий. В России насчитывается более 7 000 профессий. Это означает, что около 43 000 профессий в России пока не существует. Это может быть связанно с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто это еще не стало для нас актуальным.
Это говорит о том, что решения по выбору профессии не должен быть тривиальными, все зависит от ваших пожеланий, способностей и идей.
В сфере маркетинга и менеджмента:
В сфере информационных технологий:
В сфере экономики:
Профессии сферы строительства и гостиничного сервиса и туризма были и остаются востребованными в особенности с организацией Зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, чемпионат мира по футболу в 2018 году, а также развитием индустрии туризма и отдыха в России.
Технические профессии, в частности инженер, инженер-технолог занимают лидирующие позиции по спросу на них.
Востребованные профессии через 5 лет
Специалисты отмечают возрастающий спрос на профессию эколога, в ближайшем будущем актуальность этой прибыльной и довольно интересной специальности будет только увеличиваться.
Уже сейчас на предприятиях нефтехимической отрасли, в фармакологических компаниях увеличивается спрос и на профессию химика.
В связи с глобальной компьютеризацией, инновациями, развитием нанотехнологий, вполне вероятно, что через пять лет будут пользоваться спросом квалифицированные специалисты, имеющие образование в сфере инновационных технологий (например, высококвалифицированные наномедики).
Юрий Вировец, руководитель рекрутингового портала HeadHunter, считает, что "инженерно-техническое образование и знание иностранных языков – два краеугольных камня хорошей специальности будущего".
Таким образом, знание мира профессий сводится к постоянной аналитике и способности прогнозировать ситуацию развития экономики и технического процесса.
Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам и типологическим особенностям.
Следование правилам выбора профессии, позволит этот выбор сделать более осознанным и аргументированным.
Работа является притягательной лишь тогда, которая встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает.
Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной.
Склонность выступает как безотчетное стремление к занятиям того или иного рода, как потребности в активности определенного вида, т.е. как латентное состояния напряжения, нуждающееся в соответствующей разрядке.
На первых порах, «тяга» к чему – либо вызывает безотчетное стремление - человек до конца не понимают истинную причину своего положительного отношения к деятельности, мотивируя свой выбор фразой «Мне нравится».
Затем, по мере получения удовлетворения (удовольствия) от процесса выполнения избранной деятельности, она становится более осознаваемой, и обрастает другими мотиваторами, которые в сознании человека превращаются в действующие мотивы и объяснениями, почему он выбрал для занятий именно данный вид деятельности.
При этом, не значит, что деятельность по склонности всегда легка и приятна. Часто человек вынужден проявлять силу воли, готовность пожертвовать чем-нибудь ради успеха деятельности и самой возможности заниматься ею. Деятельность по склонности – это тот же труд, но труд в удовольствие себе и другим. В склонности рождается предназначение.
Нередко склонность отождествляется с предпочтением определенного рода занятий. Может показаться, что профессия выбрана по склонности, но быстро наступающее разочарование говорит об обратном. Предпочтение - это социально обусловленный выбор профессии, который может основываться на том, что модно, престижно, гарантирует высокий доход или статусность.
Если процесс обучения неправильно построен (вследствие например его монотонности, чрезмерных требований, предъявляемых к ученику) или предпочтение социально-желательной деятельности перевешивает факт природных склонностей, то происходит утрата склонности и предназначения.
Некоторые профессии требуют совпадения нескольких видов склонностей, т. е. направленности личности. Это создает трудности в определении своего истинного призвания. Например, профессия врача-педиатра требует склонности к медицине и к работе с маленькими детьми. Профессия учителя требует склонности к преподаванию и профильному предмету.
Поэтому при выборе профессии должны учитываться все факторы: склонности, умения, желания, особенности выбранной сферы деятельности ее востребованность и актуальность.
Чтобы познать самого себя необходимо изучать:
Одним из методов познания себя и своих способностей является психологическая диагностика с помощью тестовых методик.
Наиболее известная методика, предназначенная для выявления склонности человека к определенным типам профессий является Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова. Автор выделил 5 типов профессиональной направленности (подробнее):
Не менее известна и психологическая теория профессионального выбора психолога Дж. Холланда. Автор полагает, что все люди делятся на шесть типов, каждый из который характеризируется: определенными чертами характера и складом ума, способностями к определенным видам деятельности, предпочтениями определенного рода занятий, содержанием увлечений и профессиональными возможностями. Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий:
Реалистический тип (Р-тип) - несоциальный, стабильный, ориентированный на настоящее, занимается конкретными объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием.
Профессии Р-типа: механик, электрик, плотник, картограф, фермер, инженер, пилот, ветеринар, водитель, сварщик.
Исследовательский тип - отсутствие направленности на общение, интерес к абстрактным проблемам и интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового.
Профессии И-типа: профессиональный выбор обычно касается математических и естественно-научных дисциплин - физик, астроном, программист.
Артистический тип (А-тип) - женственный, чувствительный, испытывающий потребность в самовыражении, избегающий однообразной и физической работы.
Профессии А-типа: профессиональный выбор ориентирован на деятельность в области искусства и культуры - музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т. д.
Социальный тип (С-тип) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями.
Профессии С-типа: в профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми - врач, педагог, психолог, социальный работник.
Предпринимательский тип (П-тип) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать.
Профессии П-типа: разные виды предпринимательской деятельности, бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т. д.
Конвенциональный тип (К-тип) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности.
Профессии К-типа: банковские служащие, бухгалтеры, финансисты, экономисты.
Другим методом является аудит своих способностей, целей и желаний. Данную услугу предоставляют специалисты по профессиональному консультированию.
|
Результат данного метода наиболее наглядно можно выразить с помощью концепции «Ежа», получившей широкое распространение в менеджменте.
Объяснение модели на примере: предположим, вы могли бы выбрать такую работу, которая удовлетворяла бы трем критериям. Первый, к этой работе у вас прирожденный или просто Богом данный талант, и вы, возможно, могли бы стать лучшим в мире в применении этого таланта. Второй, вам хорошо платят за то, что вы делаете или вы можете зарабатывать с помощью этой деятельности. Третий, вы делаете работу, которую вы любите, вам нравится сам процесс.
Если вам удастся оказаться на пересечении этих трех кругов и выразить то, что находится в центре, в виде простой, ясной концепции, определяющей ваши жизненные выборы, вы получите наиболее желательный и возможный вид деятельности.
Следующим шагом после определения вида профессиональной деятельности является личный коучинг - построение профессионального развития в соразмерии со своими целями и ресурсами.
«Построение алгоритма профессионального развития»
Заполните 1 графу. Опишите, чем вы обладаете сейчас. Это могут быть знания, способности, любые ваши преимущества - автомобиль, ноутбук, квартира, знакомства, связи и т.д. Заполните 3 графу. Опишите, каким вы видите себя через год в цифрах и фактах: чем вы занимаетесь, где живете и т.д. Заполните 2 графу. Опишите конкретные шаги по достижению описанных целей с помощью тех ресурсов, которые есть на сегодняшний момент
|
В заключение хотелось бы привести слова Уоррена Баффета (крупнейший в мире инвестор, состояние которого на 2012 год оценивается в 44 млрд долл. США): «Делайте только то, что понимаете, и позволяйте своим способностям, а не своему эго, определять, что именно вам подходит».
Максим Горького писал на эту тему: «Нужно любить то, чем ты занимаешься и тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества».
В статье использованы материалы из книги Ильина Е. О. «Работа и личность. Трудоrолизм, перфекционизм, лень» и материалы тренинга «Профоориентация» Владимира Якубы.
Материал подготовлен Марией Чекулаевой, психологом, бизнес-тренером, специалистом по подбору персонала