Известный отечественный специалист в области психологии инноваций О.С. Советова отмечает тот факт‚ «что глубинный смысл инноваций не сводится только к нововведениям и изменениям‚ а подразумевает изменение существующих традиций. В этом понимании инновация – изменение‚ нарушение привычных традиций и стереотипов‚ временной перспективы».
Известный отечественный специалист в области психологии инноваций О.С. Советова отмечает тот факт‚ «что глубинный смысл инноваций не сводится только к нововведениям и изменениям‚ а подразумевает изменение существующих традиций. В этом понимании инновация – изменение‚ нарушение привычных традиций и стереотипов‚ временной перспективы».
В унисон звучит и развиваемый Д.А.Леонтьевым неклассический ценностный подход в психологии, главная черта которого является положение о циркуляции ценностных содержаний между общественным сознанием, культурными артефактами и деяниями и индивидуальной мотивацией.
Изменение традиций общества, «календаря» группы влияет на индивидуальный уклад жизни человека, и в то же самое время активная деятельность конкретной личности способна изменить ход времени всего общества, или по крайней мере ближайшего её окружения. Так, описывая предпринимательскую деятельность Л.А. Штомпель отмечает, что личность предпринимателя, создавая и воплощая в жизнь новую идею, создаёт новый временной поток, время того процесса, который бы без него не возник. Еще в 1934 г. австрийский экономист Й. Шумпетер писал, что предприниматель — инноватор, который разрушает сложившееся экономическое равновесие, взламывает старые образцы мыслей и действий, создает новые продукты и услуги. Таким образом, предпринимательство можно определить как процесс саморазвёртывания субъекта в организационно-хозяйственном творчестве. И поэтому в его анализе необходимо использовать не только категорию ценности, но и категорию времени.
Время не абсолютно, а относительно, и временные характеристики - не внешние для реальности, а выражают внутренние связи событий. Как показал И.Пригожин, понятие о внутреннем (собственном) времени вытекает из неустойчивости движения динамических систем вообще, и из неустойчивости процессов, протекающих в живых системах, в частности. А столкновение разных самоорганизующихся систем есть, прежде всего, столкновение состояний, то есть внутренних системных времён.
Поэтому изучение временных перспектив социальных и индивидуальных систем, их столкновений и взаимотрансформаций – подход обладающий исследовательской ценностью и способствующий пониманию механизмов инновационности и психологии предпринимательской деятельности.
Так, например, наибольшее влияние на современную социологическую мысль о времени оказал Дж.Г. Мид. Согласно Миду, общество возможно потому, что люди способны устанавливать общность временных перспектив. А Шюц интерпретировал проблему человеческого взаимопонимания как проблему современности людей: понять друг друга - значит установить между потоками сознаний отношение одновременности.
Немного остановимся на индивидуально-психологическом ракурсе рассмотрения временных перспектив. Временная перспектива - это динамическое базовое свойство человеческого существования; это своего рода структурный стержень мотивационной сферы личности, на который, образуя систему саморегуляции, нанизаны мотивы, смыслы, ценности личности. Рассмотренная в плане экзистенциальном, т.е. существования, личность есть не некая точка, поставленная в настоящем времени, но некий его эпицентр, к которому она относит (по мере надобности) данные прошлого и будущего, определенным образом их соподчиняя и соорганизуя. Курт Левин определяет временную перспективу как «всеобщность взглядов индивида на его психологическое будущее и психологическое прошлое, существующее в данное время».
Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «предубеждение». Т.е. некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие более ориентированы на настоящее или на прошлое. Филип Зимбардо, профессор Стэнфордского университета, с коллегами выделяют два аспекта ориентации на прошлое: негативное прошлое (прошлое видится неприятным и вызывающим отвращение); и положительные мысли о прошлом (прошлый опыт и времена видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии). Также выделяют два аспекта ориентации на настоящее. Гедонистическое (полное удовольствия, ценится наслаждение моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения) и фаталистическое (такие люди сильно верят в судьбу, имеют подчиненное отношение к настоящему, в котором, как они верят, невозможны изменения, а также они не могут влиять на события ни своего настоящего, ни будущего). Пятый фактор – это ориентация на будущее, характеризующаяся наличием целей и планов на будущее, и поведением, которое направлено на выполнение этих планов и реализацию целей.
Таким образом, изучение выше указанных временных перспектив (ориентаций) личности, особенно в их взаимосвязи с другими личностными особенностями, – может выступить ценным исследовательским подходом, позволяющим оценить культуру личности в её системном, целостном виде.
Ведь как убедительно показал А.Я.Гуревич, мало найдётся других показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали бы её сущность, как понимание времени. В концепции времени воплощается рефлексия эпохи и деятельности, интерпретация сложившейся культуры, ритм социального времени и эффективность прогностического сознания.
Список использованных источников:
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни.
2. Задорожнюк И.Е. Инновационное предпринимательство (реферат книги "Руководство по экономической психологии").
3. Нестик Т.А. Социальное конструирование времени.
4. Советова О.С. Межпредметность как форма глобализации психологии инноваций.
5. Штомпель Л.А. Смыслы времени.