Диагностика жизнеспособности команды посредством песочной терапии

Предположим, что предложены кандидаты в члены новой команды. Все они соответствуют требованиям — имеют высокий уровень интеллекта, обладают достаточными лидерскими и коммуника­тивными способностями. Но насколько кандидаты совместимы друг с другом? Смогут ли они результативно работать именно в таком составе? На эти вопросы может ответить психолог, после того как проведет серию наблю­дений за кандидатами в члены команды в контексте неструктурированной творческой совместной деятельности.

Как организовать такое наблюдение? Одним из эффективных научных методов определения совместимости членов команды является метод песочной терапии.Научный подход к игре с песком был обоснован Карлом Густавом Юнгом и его последователями.

Наблюдение за кандидатами в процессе коллективного создания песочных картин дает богатую диагностическую информацию о стиле взаимодействия между ними и позволяет сделать прогноз относительно жизнеспособности команды. Метод песочной терапии широко используется в психологическом консульти­ровании детей, подростков и взрослых. Для анализа совместимости кандидатов в члены команды и прогноза ее жизнеспособности используются только среда и диагностический инструментарий метода песочной терапии.

Для организации среды наблюдения необходимо иметь:

- деревянный ящик размером 100x140 см, глубиной 8 см (внутренняя по­верхность ящика окрашена в голубой цвет, борта символизируют небо, дно — воду);
- чистый, просеянный песок (ящик заполнен на треть);
- разнообразные миниатюрные фигурки высотой не более 15-20 см (дома, человечки, животные, растения, зелень, все, что есть в природе — камни, ракушки и прочее). Коллекция миниатюрных фигурок расставляется на столах или стеллажах ком­наты для занятий, песочница устанавливается посередине комнаты.

Психолог при­глашает кандидатов к песочнице, просит их «познакомиться» с песком: прикос­нуться к нему, прислушаться к своим ощущениям, потом погрузить в него руки, перетереть песок ладонями. После небольшого «знакомства» с песком (отметим, что эта процедура позитивно влияет на психоэмоциональное состояние и нейтрали­зует негативную психическую энергию) психолог просит кандидатов расположиться в креслах (стульях) вокруг песочницы, расслабиться и послушать инструкцию.

Инструкция

Кандидаты подходят к песочнице и начинают процесс преобразования пусты­ни. Во время игры может негромко звучать музыка. В среднем это занимает 15-20 мин, в течение которых психолог внимательно следит за играющими.

Наблюдение за совместной игрой

Наблюдая за совместной игрой в песочнице, психолог собирает информацию по четырем показателям:

- характер взаимодействия участников игры между собой;
- распределение ролей в группе;
- стиль поведения каждого участника игры;
- ценности, объединяющие участников игры.

Эти показатели входят в понятие «стиль ситуативной коммуникации» (ССК). Стиль ситуативной коммуникации отражает многообразие взаимодействий меж­ду кандидатами в члены команды в процессе создания песочной композиции или иной совместной деятельности, а также ее обсуждения. Последовательно рассмот­рим каждый показатель.

Характер взаимодействия участников игры между собой

Участники игры могут сотрудничать между собой. Они могут предварительно договориться о том, кто какую территорию занимают, что они строят. Таким обра­зом, каждый имеет свою территорию в песочнице, но общая картина создается авторами коллегиально и, заметим, бесконфликтно. Этот характер взаимодействия мы обозначим как сотрудничество, далее нам это потребуется для заполнения протокола наблюдений.

Участники группы могут строить картину, объединенную общей идеей. Терри­тории членов группы не выделены, размыты; все подчинено единой идее, царит полное взаимопонимание. В этом случае мы можем наблюдать ассимиляцию.

Допустим, в песочнице появляются несколько автономных стран, которые не мешают друг другу (все или кто-то из участников игры строят обособленно друг от друга). Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, прохо­ды), но случается, что они вообще отсутствуют. Бывает, что два члена группы на­ходятся между собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои миры. Иногда кто-то создает свою «параллельную страну», тогда как другие участники строительства демонстрируют сотрудничество. В данном случае можно фиксировать «параллельную игру».

Но нередко скрытый конфликт переходит в песочнице в явную форму. И тогда мы говорим о конфронтации между участниками игры или отдельными ее членами. Если в группе находятся два или более лидера, может наблюдаться открытое про­тивостояние и даже разразиться конфликт. При этом группа может спонтанно разде­литься на подгруппы. В данном случае в протоколе фиксируется конфронтация.

«Борьба за территорию» может проходить как драматично, так и мирно. На­пример, один участник игры расставляет свои фигурки по всей территории песоч­ницы, говоря о том, что он улучшает этот мир. Но тем самым он фактически «конт­ролирует территорию».

Отметим, что психолог только наблюдает за кандидатами, не давая им оценку, и старается определить ресурсы их взаимодействия друг с другом.

Распределение ролей

Наблюдая за игрой в песочнице, можно определить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры, которые начинают предлагать, дикто­вать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направленность, созидательная или разрушительная, а также стиль руководства, демократичный или авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Набирается материал для социометрии.

Ценности, объединяющие участников игры

Обычно фигурки или элементы ландшафта, символизирующие общегрупповые ценности, располагаются в центре. Что может объединить разных людей? Удоволь­ствия и развлечения — в центре мы увидим развлекающиеся фигурки. Духовные устремления — там займут свои места Ангел, Храм, Мудрец, Учитель. Стремление к успеху и проявлению себя — соответственно, гора и фигурки. Так или иначе в центре групповой картины располагается нечто общее для всех. Важно от­метить, кто предложил центральную композицию и фигурки. Как правило, этот человек будет играть особую роль в жизни команды.

Если центр групповой композиции пуст, то либо группа еще не нашла общие ценности, либо уровень взаимодействия между ее участниками достаточно поверх­ностен, либо происходит нечто, что нуждается в дополнительном изучении пси­холога.

Все наблюдения психолог фиксирует в протоколе наблюдения. А когда кандидаты закончат общую композицию, психолог может переходить к её обсуждению.

Материалы

Участники игры могут обменяться и другими впечатлениями, после чего психо­лог просит их разобрать картину и разровнять песок.

Для того чтобы сделать общее заключение относительно жизнеспособности группы, психологу может потребоваться от четырех до семи занятий.

Отметим, что совместные игры в песочнице не только диагностичны, но и тренируют навыки взаимодействия друг с другом формируют коммуникативную культуру членов команды. Песочные композиции также подскажут интересные идеи в практике работы команды поэтому песочница может стать важным элементом оборудования офиса. Следует отметить, что на мероприятия по формированию команды важно отводить не менее 10% рабочего времени в неделю

Источник: Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд" Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004.

Купить песочницу в г.Ростов-на-Дону.

Пример. Фотографии и краткое описание наблюдения

Институт Управления, Бизнеса и Права, 2006

   

Характер взаимодействия участников игры между собой.

Первоначально один из участников (Яна) предложил разделить территорию в песочнице и создавать общую картину коллегиально, но в определенной степени обособленно (совместно-индивидуальная форма деятельности).

Данное заявление Алексей разочарованно прокомментировал дважды: «Я думал, мы будем создавать страну вместе» (совместно-взаимодействующая форма деятельности).

Намёк был понят, Яна быстро согласилась. В процессе обсуждения после игры, она назвала свою первоначальную идею плохой. Защитная позиция у нее также проявилась в идее построить замок.

Таким образом, основной характер взаимодействия, сложившийся в процессе игры – ассимиляция. Участники строили картину сообща, все было подчинено общей идее, концепции. Хотя в тоже время некоторые из участников (Александр, София) благоустраивали только определенные зоны песочницы. Но это не мешало им вносить идеи относительно строительства всей страны в целом.

Распределение ролей

В ходе взаимодействия проявилась трио лидеров: Алексей (активное участие, в ходе обсуждения первый начал рассказ о стране – взял на себя ответственность за групповое творчество), Яна (активное участие, экспансия территорий, генерирование идей (в соответствии со своей функционально-ролевой позицией (по Белбину), предложила центральную композицию картины: озеро, стадион – созидательные ценности, ценности здорового образа жизни), Вика (принимала активное участие в создании, была эмоционально вовлечена, совершила поход на улицу за материалами для строительства – зеленью, камнями).

София предложила распределить групповую созидательную деятельность по функциональным зонам (проявила присущую ей роль координатора): кто-то делает одно, другой – другое. Была инициатором создания духовной части страны. Далее, в основном только ее и строила. Но это не помешало ей корректировать деятельность других. (Указание Яне – лучше сделать так. Яна: «согласна». Алексей на сообщение Яны о согласии: «В принципе, согласен».)

Александр занимался обустройством определенной зоны – административной. Сказал о важности дорог (коммуникативные составляющие). Возможно, в связи со своим положением новичка в уже существующей группе. Подразумевается поиск партнеров: «Давайте общаться» или «Включите меня в ваш коммуникативный круг». Этим может объясняться и «скромное поведение», строительство только одной части территории.

Общая песочная картина

Широкий спектр различных сфер жизнедеятельности – аналог системного подхода к решению проблемы:

Центральная часть станы - главные объединяющие ценности. Воссозданы: озеро, впадающая в него река, плотина бобров, порт, корабль (похож на танкер), стадион с атлетами. Таким образом, представлены: ценность созидания (озеро – «женское начало»), ценность здоровья (стадион с атлетами).



«Штабная зона»: руководящий и духовный центр на пьедестале (Король, королева, младенцы, шаман с магическим шаром). Ниже - «Сенат» на гранитном возвышении, вооруженные силы, «экзотическое животное» под охраной. Поблизости - место отдыха (зеленая беседка).




Производственная сфера - рабочие на ГЭС. Коммуникации представлены электросетью, мостами, дорогой к зеленой беседке для отдыха.





Экономическая сфера – рынок (Губка Боб Квадратные Штаны, торговцы). Незащищенная часть карты от нападения врагов (экстремисты в горах). Данный факт может свидетельствовать об экономической зависимости участников в реальной жизни.


Прочие элементы (Горы: 1ая - с горным озером, 2-ая - вулкан, городок, бассейн).

Результаты обсуждения

Группа была удовлетворена результатом работы: «В целом, все отлично. Координальных изменений вносить не будем. Все есть. Можно только посадить больше деревьев (свидетельство о готовности улучшать собственные условия жизнедеятельности). Мы бы внесли дополнения, если бы песочница была больше». Последнее заявление может свидетельствовать о групповой экспансии, направленной на внешнюю среду.

Таким образом, по результатам игры, можно говорить прогностической жизнеспособности данного коллектива в условиях совместной деятельности, совместимости участников. Рекомендовано провести дополнительные занятия.

Описание

Материал подготовлен
Руденко Владимиром
В каталоге методик
Материал подготовлен
Руденко Владимиром
В каталоге методик