Слово «коучинг» для слуха не новое, все, так или иначе, сталкивались с этим термином в своей работе и жизни.
Вакансии все чаще и чаще пестрят таким новым требованием к HR - специалистам как «проведение коучинга», обычные беседы превращаются в коуч – сессии, а специалисты в сфере консалтинга спешат приписать к своим регалиям современную профессию.
И то ли дело в отсутствии русского аналога данного термина, то ли кажущаяся размытость границ с другими смежными науками, но наполненность этого термина у каждого своя.
Популяризация термина привела к тому, что его стали использовать невпопад, появилась опасность, что понятие «коучинг» может восприниматься как нечто искусственное, не оправдывающее ожиданий.
Целью данной статьи является упорядоченное краткое изложение того, чем в действительности является «коучинг».
В истории коучинга можно выделить три основных этапа – зарождение, основание и интеграция.
Коучинг – как один из методов психологического консультирования интегрирован на стыке таких сфер деятельности как спорт, менеджмент, психология, консалтинг, тренерская работа.
Однако важно понимать, что:
Коучинг это не психология.
Методы психологии и психотерапии, всегда глубокие и направлены на внутренние переживания клиента, психолог чаще работает с прошлым. Коучинг всегда направлен на будущее, на представление конечного результата.
Коучу как специалисту не обязательно обладать психологическим образованием, обучение данному методу более кратковременное.
Коучинг это не наставничество.
Наставник всегда дает советы, поэтому он выше клиента, занимая позицию авторитетного лица.
Во время беседы с человеком коучу важно выключать свой личный опыт и не давать советов.
Коучинг это не тренинг
Тренинг всегда имеет свою программу некую матрицу, структурированность, в которой тренер ведет группу. В коучинге же нет жесткой программы действий.
Коучинг это взаимодействие
Коучинг это всегда взаимодействие (Я + Я = МЫ) с позиции «Я – О` Кей, Ты – О`Кей».
Взаимодействие в коучинге помогает пробуждению Эксперта в самом клиенте, дает возможность клиенту почувствовать, что есть место, где его выслушают и поддержат.
Коуч и клиент это всегда позиция «на равных».
Чем меньше коуч знает о клиенте, тем меньше он привносит своего опыта и тем он эффективнее.
Создавая доверительную обстановку, устанавливая раппорт, коуч помогает клиенту войти в расслабленное состояние, так как только в таком состоянии человек может понять чего он хочет на самом деле и как ему лучше этого достичь.
Коучинг гласит, что в человеке уже заложены все ресурсы, все знания необходимые ему для успешной деятельности.
Коучинг на сегодняшний момент не имеет статуса отдельной науки, да и специальности такой пока нет в реестре профессий, но как метод, он обладает своим инструментарием.
Взаимодействие в коучинге достигается двумя основными инструментами: слушание и задавание вопросов.
Для коучинга важно глубинное слушание – это уровень активного слушания, глубокого осознания чувств другого, внимание на нюансах интонации, настроении, ритме и энергии собеседника, это то, что читается между строк.
Важно слышать не только то, что говорит собеседник, но и чего он не говорит.
Процесс коучинга строится на эффективной технике вопросов. Казалось бы, что может быть проще? Но цель вопроса не просто получить ответ, а получить правдивый ответ, истинный.
12 часов ночи. Громкий стук в дверь.
Штирлиц подходит к двери и спрашивает: «Кто там?»
«Здесь вопросы задаем мы!» - доносится из-за двери.
«О, - подумал Штирлиц, - коучи пришли…»
Специалисты говорят, что качественный коучинг проходит в молчании. Парадокс. Но именно длительные паузы клиента – показатель размышления и поиска ответа внутри себя, а не желание выдать то, что лежит на поверхности. Поверхность может быть идеальной, но не всегда настоящей.
Постановка целей в коучинге проходит четыре этапа и на каждом из них важно задавать следующие вопросы:
Формулирование базовых принципов коучинга принадлежат известному психологу и психотерапевту Милтону Эриксону. Он выделили следующие пять принципов, на которых должно основываться отношение коуча к клиенту:
Таким образом, с помощью создания доверительной обстановки через глубинное слушание и специальные вопросы, коуч позволяет клиенту достичь успеха, максимально используя свой потенциал.
Что мешает быть эффективным?
Тимоти Голви в ходе наблюдениями за спортсменами, выявил, что в каждом из нас есть два Я – «Я-потенциал» и «Я-интервенция».
Для «Я-потенциала» свойственно такие установки как «Я смогу», «Я сделаю», «У меня получится», «Я попробую еще раз», «У меня есть все, чтобы достичь своей цели».
Наверно самым ярким примером «Я - потенциала» является,
теперь уже известный, Гарлан Сандерс - основатель компании KFC.
Г. Сандерс начал свой бизнес, когда ему было уже за 60.
И прежде чем ему удалось создать всемирно известную компанию,
он объехал полстраны, ночуя в машине, и смог
выдержать 1009 отказов, предлагая свою продукцию.
Для «Я - интервенции» свойственны высказывания в стиле «Вряд ли я смогу», «У других не получилось, чем я лучше», «Все безнадежно не стоит и пробовать», «Я еще не все книги прочитал (а), не все тренинга посетил (а)» и т.д.
Можно искать бесконечное число причин, почему не получится и, конечно же, их находить, но единственная причина это наши страхи. Неуверенность - это страх, нежелание - это страх, откладывание на потом – это страх, лень – это страх.
Тимоти Голви предложил следующую формулу эффективности:
Коучинг как гуманный метод придерживается идеи, что для снижения уровня интервенций важно ставить себе цели чуть выше, но в зоне своего комфорта, продвигаясь постепенно шаг за шагом вперед.
Если резинку сильно растягивать, то рано или поздно она лопнет, так и при постановке целей, резко выходящих за пределы возможностей, человек может «лопнуть».
Отказ от своих желаний является самым отвратительным преступлением против себя самого. Это самое низкое унижение, которое может потерпеть человек под давлением обстоятельств, потому что вокруг кому-то это неприятно или не принято или у людей другие желания или так желать считается в этом обществе стыдно.
Он всегда будет желать того, что хотят другие.
Когда мы либо вообще отказываемся желать, либо желаем то, что удобней, то наша жизнь может быть лишена опасности, угроз, разочарований, страха, но она мало чем отличается от смерти.
Человек должен иметь самые четкие, строго оформленные, самые горячие, самые яркие желания для себя. И никогда не должен считать, что они какие-то дефектные, второсортные, ущербные, непопулярные, что в них есть какой-то изъян.
Я желаю Вам научиться желать без всяких ограничений. Не то, что модно или общепринято, не то за что не занесут в черный список или не назовут, скажем, психически неадекватным, а то чего хочет ваша душа. Вы имеете на это право!
«Колесо жизненного баланса» - это простой диагностический инструмент коучинга, позволяющий установить некую системность и целостность жизни.
Где можно применять данную методику: Колесо баланса универсальная методика, адаптивная для любых сфер бизнеса. Например: «Колесо целей/задач», «Колесо проектов/развитие отдела», «Колесо компетенций», «Колесо эффективности в работе», «Колесо удовлетворенностью работой».
Возможности методики:
Инструкция: