Вези меня, коуч

В коучинге за рулем всегда находится клиент, но коуч - штурман и его задача сократить до минимума расстояние между тем, где сейчас клиент и тем, где он хочет быть. Но чем же в действительности является «коучинг»?

Слово «коучинг» для слуха не новое, все, так или иначе, сталкивались с этим термином в своей работе и жизни.

Вакансии все чаще и чаще пестрят таким новым требованием к HR - специалистам как «проведение коучинга», обычные беседы превращаются в коуч – сессии, а специалисты в сфере консалтинга спешат приписать к своим регалиям современную профессию.

И то ли дело в отсутствии русского аналога данного термина, то ли кажущаяся размытость границ с другими смежными науками, но наполненность этого термина у каждого своя.

Популяризация термина привела к тому, что его стали использовать невпопад, появилась опасность, что понятие «коучинг» может восприниматься как нечто искусственное, не оправдывающее ожиданий.

Целью данной статьи является упорядоченное краткое изложение того, чем в действительности является «коучинг».

История коучинга

В истории коучинга можно выделить три основных этапа – зарождение, основание и интеграция.

  1. 1. Как ни странно, но первым коучем был Сократ. Именно Сократовские диалоги стали первыми вехами зарождения данного направления.

  2. 2. Термин «коучинг» ('coach' – наставлять, тренировать) имеет спортивное происхождение, так как зародился на теннисном корте.

    Его основатель Тимоти Голви будучи тренером по теннису, заметил, что его подопечные обучались гораздо эффективнее, если он, как тренер, мог создать для них условия, максимально раскрывающие их потенциал. И наоборот, директивный метод обучения приводил к снижению осознанности и ответственности его учеников.
    В своей книге «Работа как внутренняя игра» Тимоти Голви раскрывает свою основную концепцию о двух «Я» в каждом человеке (Я1 – потенциал и Я2 – интервенции): «у каждого из нас есть ресурсы и ограничения – их соотношение дает потенциал, необходимый для достижения цели».

  3. 3. В дальнейшем Джон Уитмор интегрировал коучинг в бизнес. Его работа «Коучинг – новый стиль менеджмента и управления персоналом» является уникальным практическим пособием по выявлению и раскрытию потенциала личности и группы людей в бизнесе. В своей книге Дж. Уитмор говорит о том, что «принцип развития личности способствует успеху, тогда как принцип использования личности обрекает дело на провал».

Интеграция с другими науками

Коучинг – как один из методов психологического консультирования интегрирован на стыке таких сфер деятельности как спорт, менеджмент, психология, консалтинг, тренерская работа.

Однако важно понимать, что:

Коучинг это не психология.

Методы психологии и психотерапии, всегда глубокие и направлены на внутренние переживания клиента, психолог чаще работает с прошлым. Коучинг всегда направлен на будущее, на представление конечного результата.

Коучу как специалисту не обязательно обладать психологическим образованием, обучение данному методу более кратковременное.

Коучинг это не наставничество.

Наставник всегда дает советы, поэтому он выше клиента, занимая позицию авторитетного лица.

Во время беседы с человеком коучу важно выключать свой личный опыт и не давать советов.

Коучинг это не тренинг

Тренинг всегда имеет свою программу некую матрицу, структурированность, в которой тренер ведет группу. В коучинге же нет жесткой программы действий.

Коучинг это взаимодействие

Коучинг это всегда взаимодействие (Я + Я = МЫ) с позиции «Я – О` Кей, Ты  –  О`Кей».

Взаимодействие в коучинге помогает пробуждению Эксперта в самом клиенте, дает возможность клиенту почувствовать, что есть место, где его выслушают и поддержат.

Коуч и клиент это всегда позиция «на равных».

Чем меньше коуч знает о клиенте, тем меньше он привносит своего опыта и тем он эффективнее.

Создавая доверительную обстановку, устанавливая раппорт, коуч помогает клиенту войти в расслабленное состояние, так как только в таком состоянии человек может понять чего он хочет на самом деле и как ему лучше этого достичь.

Коучинг гласит, что в человеке уже заложены все ресурсы, все знания необходимые ему для успешной деятельности.

Инструменты коучинга

Коучинг на сегодняшний момент не имеет статуса отдельной науки, да и специальности такой пока нет в реестре профессий, но как метод, он обладает своим инструментарием.

Взаимодействие в коучинге достигается двумя основными инструментами: слушание и задавание вопросов.

Для коучинга важно глубинное слушание – это уровень активного слушания, глубокого осознания чувств другого, внимание на нюансах интонации, настроении, ритме и энергии собеседника, это то, что читается между строк.

Важно слышать не только то, что говорит собеседник, но и чего он не говорит.

Процесс коучинга строится на эффективной технике вопросов. Казалось бы, что может быть проще? Но цель вопроса не просто получить ответ, а получить правдивый ответ, истинный.

12 часов ночи. Громкий стук в дверь.
Штирлиц подходит к двери и спрашивает: «Кто там?»
«Здесь вопросы задаем мы!» - доносится из-за двери.
«О, - подумал Штирлиц, - коучи пришли…»

Специалисты говорят, что качественный коучинг проходит в молчании. Парадокс. Но именно длительные паузы клиента – показатель размышления и поиска ответа внутри себя, а не желание выдать то, что лежит на поверхности. Поверхность может быть идеальной, но не всегда настоящей.

Постановка целей в коучинге проходит четыре этапа и на каждом из них важно задавать следующие вопросы:

  1. 1. Этап вдохновения. «Чего Вы хотите?»
    «Позитивны ли ваши намерения? Подконтрольны ли они Вам?».

  2. 2. Этап внедрения «Как вы этого сможете достичь?»
    Тестирование своих целей на соответствие SMART – Конкретные? Измеримые? Достижимые? Реалистичные? Своевременные?

  3. 3. Этап приверженности «Почему для вас это важно?» «Почему еще это для вас важно?»
    Проверка на экологичность позволяет определить соответствие другим целям и отделить ложные цели от истинных.

  4. 4. Этап внедрения «Как вы узнаете, что достигли этого?»
    «Если бы вы уже достигли этого, чтобы Вам это дало?» Как понять что вы на верном жизненном пути? «Какой конкретно результат будет показателем, что цель достигнута?».

Принципы коучинга

Формулирование базовых принципов коучинга принадлежат известному психологу и психотерапевту Милтону Эриксону. Он выделили следующие пять принципов, на которых должно основываться отношение коуча к клиенту:

  1. 1. Со всеми все О`Кей - никто не является неудачником, никто не является "проблемным", нет безнадёжных ситуаций.

  2. 2. Все намерения в человеке всегда позитивны

  3. 3. Человек всегда делает наилучший выбор на данный момент из всех имеющихся альтернатив.

  4. 4. В каждом есть все ресурсы для успеха.

  5. 5. Изменения неизбежны и происходят с любым человеком непрерывно.

Таким образом, с помощью создания доверительной обстановки через глубинное слушание и специальные вопросы, коуч позволяет клиенту достичь успеха, максимально используя свой потенциал.

Что мешает быть эффективным?

Тимоти Голви в ходе наблюдениями за спортсменами, выявил, что в каждом из нас есть два Я – «Я-потенциал» и «Я-интервенция».

Для «Я-потенциала» свойственно такие установки как «Я смогу», «Я сделаю», «У меня получится», «Я попробую еще раз», «У меня есть все, чтобы достичь своей цели».

Наверно самым ярким примером «Я - потенциала» является,
теперь уже известный, Гарлан Сандерс - основатель компании KFC.
Г. Сандерс начал свой бизнес, когда ему было уже за 60.
И прежде чем ему удалось создать всемирно известную компанию,
он объехал полстраны, ночуя в машине, и смог
выдержать 1009 отказов, предлагая свою продукцию.

Для «Я - интервенции» свойственны высказывания в стиле «Вряд ли я смогу», «У других не получилось, чем я лучше», «Все безнадежно не стоит и пробовать», «Я еще не все книги прочитал (а), не все тренинга посетил (а)» и т.д.

Можно искать бесконечное число причин, почему не получится и, конечно же, их находить, но единственная причина это наши страхи. Неуверенность - это страх, нежелание - это страх, откладывание на потом – это страх, лень – это страх.

Тимоти Голви предложил следующую формулу эффективности:


Эффективность = Потенциал – Интервенции = Результат

Коучинг как гуманный метод придерживается идеи, что для снижения уровня интервенций важно ставить себе цели чуть выше, но в зоне своего комфорта, продвигаясь постепенно шаг за шагом вперед.

Если резинку сильно растягивать, то рано или поздно она лопнет, так и при постановке целей, резко выходящих за пределы возможностей, человек может «лопнуть».

«Мы можем все, вопрос лишь в том, чего мы хотим»

Отказ от своих желаний является самым отвратительным преступлением против себя самого. Это самое низкое унижение, которое может потерпеть человек под давлением обстоятельств, потому что вокруг кому-то это неприятно или не принято или у людей другие желания или так желать считается в этом обществе стыдно.

Он всегда будет желать того, что хотят другие.

Когда мы либо вообще отказываемся желать, либо желаем то, что удобней, то наша жизнь может быть лишена опасности, угроз, разочарований, страха, но она мало чем отличается от смерти.

Человек должен иметь самые четкие, строго оформленные, самые горячие, самые яркие желания для себя. И никогда не должен считать, что они какие-то дефектные, второсортные, ущербные, непопулярные, что в них есть какой-то изъян.

Я желаю Вам научиться желать без всяких ограничений. Не то, что модно или общепринято, не то за что не занесут в черный список или не назовут, скажем, психически неадекватным, а то чего хочет ваша душа. Вы имеете на это право!

Бонус. Практическое упражнение

«Колесо жизненного баланса» - это простой диагностический инструмент коучинга, позволяющий установить некую системность и целостность жизни.

Где можно применять данную методику: Колесо баланса универсальная методика, адаптивная для любых сфер бизнеса. Например: «Колесо целей/задач», «Колесо проектов/развитие отдела», «Колесо компетенций», «Колесо эффективности в работе», «Колесо удовлетворенностью работой».

Возможности методики:

  1. Позволяет осознать и формализовать важные области своей жизни (клиента).
  2. Позволяет расставить приоритеты наибольшей/наименьшей важности.
  3. Данная методика в ходе работы вызывает инсайты и дает огромную энергию для дальнейших изменений.
  4. Позволяет планировать шаги по достижению цели.

Инструкция:

  1. Возьмите лист бумаги, нарисуйте большой круг и разделите его на восемь равных секторов. Эти восемь секторов будут соответствовать основным областям вашей жизни. Если вы считаете, что в вашей жизни значимых областей не восемь, а десять, то делите круг на десять частей. Вы самостоятельно определяете количество значимых для вас сфер.

  2. Присвойте название областей каждому из секторов, нарисованного и поделенного вами на части круга. Например: карьера, здоровье, отношения с друзьями/родственниками, семья, финансы, отдых, личностный рост, хобби.

  3. Определите, что для вас будет наилучшим показателем на 10 баллов (максимальная удовлетворенность) в каждой области. Что будет тем вашим идеалом, который вы желаете достичь.
    Например:
    «Финансы» - зарабатывать 100 тыс. в месяц
    «Отдых» - ежегодный отдых в Европе
    «Личностный рост» - посещать курсы личностного роста

  4. Колесо значимых областей
    После того как вы определите свои эталоны и идеалы, оцените степень своей сегодняшней удовлетворенности положением дел в каждой из областей. В ходе оценки используйте шкалу значений от 1 (центр круга) до 10 (обод круга). Оценка 1 означает неудовлетворение, а 10 – полное удовлетворение тем, как обстоят дела у вас в этой области жизни. В результате вы получите колесо, похожее на это....



  5. Определение приоритетной области изменений. Посмотрите внимательно на свое колесо баланса и ответьте на вопрос: «Что за область в моей жизни, небольшое изменение в которой, пусть на единицу, вызовет изменение во всех остальных областях?»
    Как известно, система это совокупность элементов, связанных по определенным законам между собой, именно из-за свойства «связанности» изменение одного элемента системы влечет за собой изменение во всей системе. То есть, начав работать с одним-двумя областями жизни вы неизбежно будете «подтягивать» другие.

  6. Определение плана действия, которые возможно предпринять, чтобы улучшить показатели удовлетворенности. «Что я имею на сегодняшний день?», «чего мне не достает?», «что необходимо сделать в первую очередь?», «что мне даст достижение цели?», «что должно случиться, чтобы это произошло и как я могу на это повлиять?».

Описание

Материал подготовлен
Чекулаевой Марией, психологом, бизнес-тренером, специалистом по подбору персонала
Материал подготовлен
Чекулаевой Марией, психологом, бизнес-тренером, специалистом по подбору персонала