Теория мотивации «Y»

Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность, если реализована их потребность в личной причастности к результатам деятельности.

Расширенная интерпретация теории «Y»

Немецкие специалисты в области управления В. Зигерт и Л. Ланг предложили современный вариант теории «Y» Д. Мак-Грегора:

Любые организационные действия должны быть осмысленны. Прежде всего это относится к руководителю, требующему соответствующего поведения от других.

Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность за свой труд, если реализована их потребность в личной причастности к результатам деятельности. Люди хотят, чтобы их деятельность была полезной - преобладание у человека социальных потребностей.

Каждый сотрудник желает доказать свою значимость и важность своего рабочего места; желает принимать участие в решении вопросов, в которых компетентен. Почти каждый работник имеет собственную точку зрения, как улучшить результаты своей деятельности; желает реализовать свои цели, не боится санкций, рассчитывая на понимание со стороны руководства; очень остро переживает, если его наказывают за инициативу.

Каждый работник стремится к успеху и прилагает для этого значительные усилия. Но успех без его признания приводит к разочарованию, так как хорошо работающий специалист рассчитывает на признание и поощрение, причем не только материальное, но и моральное. Сотрудники видят награду не столько в деньгах, сколько в возможности достигнуть успехов в сложной работе. Большинство людей стремятся получать новые знания, позволяющие им развиваться профессионально. Сотрудник готов брать на себя ответственность и стремится к этому, активно использует свои знания и опыт.

Подчиненные оценивают свою значимость в глазах руководства по своевременности и полноте получаемой информации. Если доступ к информации затруднен, она приходит с опозданиями не в полном объеме, то у работников возникает чувство униженности, поскольку с их мнением не считаются. Работники испытывают недовольство, если решения об изменениях в их работе (даже позитивные) принимаются без их ведома.

Внешний контроль (со стороны) неприятен человеку, поэтому очень важен самоконтроль. Многое зависит от организации контроля, наказания не являются эффективными стимулами. Человек воспринимает работу как источник удовлетворения и развития или как наказание в зависимости от условий труда. Если подчиненным предоставлена свобода выбора действий, они работают с полной отдачей.

К базовым рычагам управления следует отнести: делегирование полномочий, улучшение климата в коллективе, учет индивидуальных мотиваций. Каждый работник желает знать, как оценивается его работа, его отношение к выполнению обязанностей, а также критерии оценки труда, иначе ему трудно своевременно вносить коррективы в свою работу.

Теории мотивации

В мотивах человека преобладают биологические потребности. Обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается её избегать.

Большинство людей получают от работы удовлетворение, радость, чувствуют ответственность, если реализована их потребность в личной причастности к результатам деятельности.

В мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности. Люди предпочитают работать в группе и принимать групповые решения.

Описание