Описание ведущих тенденций в тесте Тимоти Лири

Построение интерпретации в тесте Т.Лири

Интерпретация данных психограммы должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени — на абсолютные величины.


В абсолютных величинах каждый стиль поведения может быть разделен на четыре уровня выраженности:
0-4 балла - низкая (адаптивное поведение)
5-8 баллов - умеренная (адаптивное поведение)
9-12 баллов - высокая (экстремальное поведение)
13-16 баллов - экстремальная (до патологии)

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8, но находящиеся в пределах 12 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 13-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-4 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого.


Восемь октант методики ДМО (тест Т.Лири)

В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между "Я" актуальным и идеальным. Умеренное (неконфликтное) расхождение или, скорее, неполное совпадение должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования. В то время как значительное расхождение при оценке актуального и идеального "Я" свидетельствует о наличии выраженного внутриличностного конфликта, высокой невротизации личности.

I. Властный-лидирующий (авторитарный)

Испытуемые, у которых преобладает «властный-лидирующий» тип межличностного отношения (I октант), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т. е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

0—8 баллов: Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.

9—12: Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.

13—16: Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

II. Независимый — доминирующий

II октант, соответствующий «независимо-доминирующему» типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

0—8 баллов: Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.

9—12: Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

13—16: Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.

III. Прямолинейный-агрессивный

«Прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.

0—8 баллов: Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

9—12: Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

13—16: Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

IV. Недоверчивый — скептический.

IV октант — «недоверчивый-скептический» тип межличностных отношений проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с типом III) и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.

0—8 баллов: Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.

9—12: Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

13—16: Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

V. Покорно-застенчивый

V октант — «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений — оказался преобладающим у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

0—8 баллов: Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

9—12: Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

13—16: Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

VI. Зависимый-послушный

VI октант — «зависимый-послушный» тип межличностных отношений. Лица с преобладанием показателей VI октанта обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения.

0—8 балла: Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.

9—12: Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

13—16: Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

VII. Сотрудничающий-конвенциальный

VII октант — «сотрудничающий-конвенциальный» тип межличностных отношений обладает такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

0—8 баллов: Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9—16: Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

VIII. Ответственно-великодушный (альтруистический)

VIII октант, преобладание которого позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к «ответственно-великодушному». Cочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

0—8 баллов: Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

9—16: Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).


Краткий пример использования теста в службе знакомств

Рассмотрим результаты обследования одного из обратившихся в службу знакомств (мужчина, 31 год, студент, в браке ранее не состоял). Использована методика Лири в адаптации Ю.А. Решетняка и Г.С.Васильченко.

Тенденция
Я - реальное /
Каким я хотел бы быть /
Мой идеал жены
1. Доминантность
0
3
1
2. Уверенность в себе
6
5
3
3. Требовательность
6
7
3
4. Скептицизм
7
3
0
5. Уступчивость
6
3
3
6. Доверчивость
4
4
2
7. Добросердечие
4
8
8
8. Отзывчивость
4
6
6

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.

1) Испытуемый выделяет у себя такие качества, как уверенность в себе (2-я тенденция – 6 баллов), требовательность (3-я тенденция – 6 баллов), скептицизм (4-я тенденция – 7 баллов), но при этом подчеркивает отсутствие лидерских данных (1-я тенденция – 0 баллов).

2) В своем представлении «идеального мужчины» испытуемый проявляет критику к собственным свойствам и хочет быть более настойчивым, доминантным (1-ая тенденция – 3 балла) и непримиримым (3-я тенденция – 7 баллов). В то же время он хотел бы быть более демократичным, добросердечным (7-я тенденция – 8 баллов), отзывчивым (8-я тенденция – 6 баллов), а также менее подозрительным и обидчивым (4-я тенденция – 3 балла).

3) Идеальными качествами будущей жены испытуемый считает добросердечие (7-я тенденция – 8 баллов), несамостоятельность, отзывчивость, бескорыстие (8-я тенденция -6 баллов). Полностью отвергает скептицизм, самодостаточность (4-я тенденция – 0 баллов), а также стремление к доминированию (1-я тенденция – 1 балл).

4) Таким образом, для испытуемого характерно некоторое несоответствие идеальных представлений о собственном «Я» «Я – реальному», что может быть причиной недовольства собой, а также вызывать трудности в общении. А службе знакомств следует учитывать, что испытуемый ожидает от будущей жены большего понимания, сочуствия, эмоциональной поддержки, сохраняя традиционные представления о роли женщины в семье.


Литературные источники:

  • Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири): Методическое руководство / Л. Н. Собчик. Москва, 1990.
  • Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб / Под ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.
  • Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2-е изд., доп. и перераб. /  Под. Ред. Крылова А.А., Маничева С.А.. – СПб.: Питер, 2003. Серия «Практикум по психологии».