Человек — природа

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

Тип профессии «Человек - Природа»

В профессиях данного типа (например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны имеющих место биотических (связанных с жизнью в биологическом смысле этого слова) и абиотических явлений, обретений и утрат в этой области. Земля видится как носитель биосферы, всего живого и условий его существования. Более детальные представления здесь такого, например, рода: площади, занятые лесами, по­севами, биомасса чего-либо (почвенных червей, леса и т.д.), круговорот веществ. Леса — это защита полей, они же синтезаторы значительной биомассы.

Профессионалы выделяют и удерживают в сознании, прежде всего, такие целостности, в которых нуждаются микроорга­низмы, растения, животные. Выделяются и удерживаются в со­знании многочисленные представления о растениях, животных, микроорганизмах, о факторах и проявлениях судьбы чего-либо живого. И соответствующие представления могут быть сколько угодно детализированы. Это и подчищение лесных просек, и мытье доильных аппаратов, и добавки, обогащающие корма питатель­ными и биологически активными веществами, и тонкости состо­яния мицелия, и тончайшие препараты для изучения под микро­скопом, и допустимые заменители молока для телят и пр. Иные объекты, очень важные для кого-то другого, выступают здесь как фоновые. И представления об этих «чужих» объектах хотя, быть может, и приходят в голову профессионала (этого мы не знаем), но все же незаметны в его речи.

Цивилизация, культура человечества мыслятся здесь как куль­тура сельскохозяйственного производства, земледелия, животно­водства, пчеловодства, коневодства и т.п. Люди видятся как по­требители даров природы и производители продукции, истоки которой находятся в природе же. Международные отношения мыс­лятся как все то, что делается в человеческом мире в связи с охраной природы или использованием её даров и профессиональ­ных достижений в области растениеводства, животноводства, микробиологии.

Условия существования и развития человека представляются как все то, что связано с пищей, питанием, обеспечением и со­блюдением научно обоснованных норм питания, обеспечением человека одеждой. Истоки всего перечисленного видятся в недрах сельскохозяйственного производства. Деятельность человечества, людей — это здесь, прежде всего, то, что связано с использова­нием ресурсов природы и что влияет на нее и ее судьбу на нашей планете.

Примеры типичных целостностей («гештальтов», «квантов»), мысленно выделяемых работниками в мире: стерильная вода; пи­тательный раствор; режим питания гриба; сезонное развитие леса; участки леса, пораженные вредителями; судьба урожая; признаки увядания растений; запахи, привкусы плодов, свойственные или несвойственные сорту; искусственные пастбища; породные свой­ства животных; перспективные направления племенной работы; непродуктивные особи; строение (в смысле: устройство) живой системы; редкие биологические виды и спасение их от уничтожения; рационализированные антропогенно-природные экосистемы; экологическая оценка хозяйственных мероприятий; экологический прогноз.

Николай Иванович Вавилов

Представители профессий рассматриваемого типа умеют де­лать, создавать, корректировать биотические (связанные с жиз­нью в биологическом значении этого слова) средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, живот­ных, микроорганизмах и условиях их среды как "предмете труда (т.е. предмете распознания, воздействия, проектирования и пост­роения, сохранения). Специалисты создают условия размножения и развития живых организмов в нужном человеку направлении, контролируют эти процессы и управляют ими. При этом применяются многообразные технические средства, но это подчинено логике биологических закономерностей. Например, тракторист-машинист в сельском хозяйстве — это не просто механик-води­тель, но специалист, ориентированный либо на агробиологию, либо на животноводство, в противном случае он не годится для этой работы.

В сельском, лесном хозяйстве и их отраслях много еще недостаточно механизированной работы и исполнительно-двигательная сторона труда часто сопровождается немалыми энергетичес­кими нагрузками. Есть от чего утомиться, устать.

Но не следует недооценивать познавательной, умственной сто­роны труда в профессиях рассматриваемого типа. Условия труда очень нестандартны, изменяются по неявным и сложным зако­нам. Поэтому важны способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение плано­мерно наблюдать биологические объекты — будь то растения, жи­вотные или культура микроорганизмов. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в каком-то сложном биологическом процессе, причем делать это своевременно, поскольку часто возможны необратимые изменения — заболевание, гибель орга­низмов, снижение удоя молока, привеса, нагула молодняка, по­ражение растений вредителями и т.п.

Профессионал здесь не только должен иметь необходимый кру­гозор в общих основах и узкоспециальной области растениевод­ства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их со­ответствующих областях фундаментального знания (биологии, химии и т.д.). Он должен достаточно четко различать общенауч­ное, более или менее «вечное» знание, с одной стороны, и опе­ративное научно-практическое знание — с другой — знать специ­фику почв именно здесь, в этом хозяйстве, знать свое стадо, свою пасеку и т.п. Процессы и события, с которыми сталкивается ра­ботник, сложны. Поэтому нельзя следовать вполне и часто умест­ному, например, в естественной науке и в технике и даже неред­ко в быту стереотипу подведения частного случая под общее по­нятие. Например, зная, что сахар растворяется в воде, я совер­шенно уверен, что очередной кусок его растворится в очередном стакане чая. Но со сложными биологическими объектами дела на практике складываются сложнее: некоторые коровы, например, оказывается, безразлично относятся к крикам и ругани людей в животноводческом помещении, а другие — снижают удои. Требу­ется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто общенаучное, а конкретно-полезное знание. И притом очень боль­шое по объему — ничуть не уступающее иной академической ком­петенции. Кроме того, требуется знание назначения и возможно­стей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства (относящиеся к дан­ному типу виды производства не предполагают большой центра­лизации управления, поэтому здесь более, чем в других видах прак­тики, «каждый солдат должен знать свой маневр», выражаясь сло­вами А. В. Суворова).

Требования к исполнительно-двигательной активности в раз­ных видах труда представителей рассматриваемого типа профессии разнообразны: от навыков рисования (уметь при необходимо­сти зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

В некоторых случаях требуются бережные движения (в обраще­нии с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых — многократно повторяющиеся ручные усилия (при посадке растений, уборке урожая), иногда значительные физи­ческие нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жизнедеятельности организмов, важны хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуациях работы с биологи­ческими объектами. Важны способность и умение своевременно принимать оптимальные решения. Важна настойчивость в достижении отсроченных целей. Береж­ность и аккуратность в отношении к живым объектам — непре­менное личное качество профессионала.

Какие-то особые требования к эмоциональной сфере трудно указать. Работники должны любить природу, живое в разных его проявлениях. Их увлекает проникновение в тайны жизни, некоторых влечет к лабораторной работе, а некоторых к природной обстановке. Например, истинный ботаник, флорист тот, кого тянет в поле, лес, в экспедицию — пусть с ее бытовой неустро­енностью и пр.

Нестандартные ситуации — повседневная стихия в профессиях рассматриваемого типа, что требует творческого мышления при решении повседневных задач. Правда, это не зрелищный аспект творчества в труде и часто недооценивается сторонними наблю­дателями, хотя самому работнику дает удовлетворение от усилий мысли, приложения своей инициативы и выдумки. Более очевидная область творчества — опытничество, не говоря уже о генной инженерии, которая обещает творить чудеса (будем надеяться, что они не обернутся для человечества очередным аралом или чернобылем).

При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом. Культивируемая в мире техники установка на быстродействие, на темпы, в мире биоло­гических систем должна в определенных случаях сопровождаться разумными — природосообразными — ограничениями. Разумеет­ся, ценно придумывание разного рода «ускорителей роста» и т.п., но это не избавляет от «оглядки» на множество условий и более или менее отдаленных последствий соответствующих скоростных достижений.

Противопоказаниями к выбору профессий рассматриваемого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе (не считая более или менее «сидячего» лаборантского труда), серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живому.


Классификация по типам профессий используется в опросниках:

Пять типов профессий по Е.А. Климову


Видеоконтент

Смотрите передачи «Профессия» на канале «Просвещение ТВ», более 70 роликов


Описание