Теория межличностных отношений В. Шутца

Теория межличностных отношений, разрабатывалась Вильямом Шутце в период с 1955 по 1966 годы. Она является совокупностью гипотез, стремящихся объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению к другим людям, и эта ориентация определяет его межличностное поведение.

В теории делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей — включения, контроля и аффекта. Эти потребности развиваются в детстве во взаимодействии со взрослыми, прежде всего, с родителями. Так развитие потребности включения зависит от того, насколько ребенок был включен в семью; потребность контроля зависит от того, был ли поставлен акцент в отношениях «родитель — ребенок» на свободу или контроль; потребность аффекта зависит, от степени, в которой ребенок был эмоционально принят или отвержен его ближайшим окружением. Если эти потребности не были удовлетворены в период детства, индивид чувствует себя незначительным, некомпетентным и недостойным любви. Для преодоления этих чувств он вырабатывает у себя защитные механизмы, которые проявляются как характерные способы поведения, наблюдаемые при межличностном контакте.

Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимодействии могут быть либо совместимыми, либо нет. Шутц определяет межличностную совместимость как такие отношения между двумя или более индивидами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения межличностных потребностей. Для определения меры взаимного удовлетворения межличностных потребностей необходимо принять во внимание следующее: выражает ли индивид А поведение, требуемое индивидом Б; удовлетворяет ли индивида А поведение, выражаемое индивидом Б.

Основные постулаты теории В. Шутца

Основные положения теории были сформулированы в виде четырех постулатов.

I. Постулат межличностных потребностей

Каждый индивид имеет три межличностные потребности: включение, контроль и аффект. Включение, контроль и аффект позволяют предсказать и объяснить межличностное поведение индивида.

II. Постулат непрерывности отношений

Наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида — это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями. Оно возникает на основе следующих принципов:

Принцип постоянства: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно той, которая имела место в детстве в его отношениях «родитель—ребенок», то его взрослое поведение будет соответствовать поведению в детстве по отношению к родителям и другим авторитетам.

Принцип идентификации: если взрослый воспринимает свою позицию в межличностной ситуации подобно позиции своего родителя в его детских взаимоотношениях с ним его взрослое поведение будет соответствовать поведению родителя (или других авторитетов) по отношению к нему.

III. Постулат совместимости

Если совместимость группы А больше, чем совместимость группы В, то группа А ближе чем группа В к уровню своего оптимального функционирования.

IV. Постулат развития группы

Формирование и развитие межличностных отношений двух или более индивидов протекает в определенном порядке:

Принцип групповой интеграции — от момента, когда группа вступает в жизнь, вплоть до начала распада, преобладающей областью взаимодействия первоначально является включение, затем следует контроль и в конце концов — аффект. Этот цикл может повторяться.

Принцип распада группы — на последних этапах перед предполагаемым распадом группы преобладающие области межличностного поведения сменяют друг друга в обратном порядке: аффект, контроль, включение.

Характеристика основных межличностных потребностей и типов межличностного поведения

Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как утверждает В. Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к социально чрезмерному, а слишком маленькое — к социально дефицитному поведению; слишком много контроля — к автократическому, слишком мало — к абдикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственно чрезмерному, а слишком слабая — к чувственно дефицитному поведению. Позже В.Шутц пришел к мнению, что слишком большое или наоборот, недостаточное удовлетворение потребности может перейти в любой тип поведения.

Для каждой из областей межличностного поведения В.Шутц описывает следующие типы поведения:

  • Дефицитное — предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетворить свои потребности.
  • Чрезмерное — индивид неустанно пытается удовлетворить свои потребности.
  • Идеальное — потребности адекватно удовлетворяются.
  • Патология.

Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к поведению первого, второго и четвертого типа, а успешное овладение в детстве межличностными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в данной области без страха.



Потребность «включения»

Потребность «включения»

Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность проявляется в желании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, известности и одобрения. Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью - другой аспект потребности «включения». Основным в этом выделении из массы других является то, что для достижения полноценных взаимоотношений с людьми нужно добиться понимания, почувствовать, что окружающие видят присущие лишь индивиду черты и особенности.

Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде всего, на основе детского опыта. Отношения «родитель-ребенок» могут быть либо позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, их контакты минимальны). В последнем случае ребенок испытывает чувство того, что он незначительная личность, переживает страх, который пытается подавить либо устранением и замкнутостью, либо интенсивной попыткой включиться в другие группы. В зрелом возрасте появляются следующие типы межличностного поведения:

1) Социально дефициентный тип. Человек, у которого уровень включения невысок. Его можно назвать необщительным, избегающим контактов с людьми. Сознательно он, как правило, хочет сохранять дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремится сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. На бессознательном же уровне определенно имеет место страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, человек чувствует себя бесполезным, не способным вызвать интерес и внимание окружающих. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни, снижением энтузиазма, упорства в достижении целей и т.п.

2) Социально чрезмерный тип. Экстраверт, личность, которая находится в постоянном поиске контактов, стремится к людям, активно добивается внимания и расположения. Бессознательно такой человек также испытывает страх быть отвергнутым, но на уровне поведения он делает все, чтобы любыми путями сконцентрировать на себе внимание (даже прямым навязыванием себя группе), сделать так, чтобы его заметили, достичь известности.

3) Социально выровненный тип. Индивид, у которого взаимоотношения в сфере включения были успешными с детства; установление контактов с людьми не представляет для него трудностей. Он уверенно чувствует себя и в одиночестве, и с людьми, способен на риск и вхождение в различные группы, но может и воздерживаться от риска и взаимодействий, если считает это неуместным. Он ощущает себя ценной и значимой личностью, способен сам искренне интересоваться другими.

4) Патология. Неуспешное установление отношений в области включения ведет к отчуждению и замкнутости, к попыткам человека создать свой собственный искусственный мир. Вероятно развитие функциональных психозов, аутизма, шизофрении.



Потребность «контроля»

Потребность «контроля»

Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, как необходимость чувствовать себя компетентной и ответственной личностью. Поведение, вызванное этой потребностью, относится к процессу принятия решений, а также затрагивает области силы, влияния, авторитета. Оно может варьировать от стремления к власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то будущим) до желания быть контролируемым, быть избавленным от любой ответственности. Важно отметить, что не существует жестких связей между поведением, направленным на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение другим в одном человеке: люди, которые доминируют над другими, могут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Поведение в этой области кроме прямых форм имеет также и косвенные, особенно в среде образованных и вежливых людей.

В отношениях «родитель-ребенок» может быть два экстремума: От сильно ограниченного, регламентированного поведения (родитель полностью контролирует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель позволяет, чтобы ребенок все решал самостоятельно). В обоих случаях ребенок чувствует страх, что он будет неспособен справиться с ситуацией в критический момент и стремиться преодолевать этот страх либо доминированием над остальными и притом подчиняясь правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над собой. В зрелом возрасте диагносцируются следующие типы поведения в области контроля.

1) Абдикрат. Личность с тенденцией к подчинению, отказу от власти («абдикрации») и отказу от влияния в межличностном поведении. Для таких людей характерно стремление к подчиненному положению, нерешительность в принятии решений, стремление переложить ответственность на других. Этот тип личности обычно последователь кого-либо или, самое большее, лояльный заместитель, но редко человек, который берет ответственность за принятие окончательного решения. Для таких людей наиболее характерной реакцией является попытка избегать, уходить от ситуаций, в которых они чувствуют себя беспомощными, некомпетентными, безответственными. Враждебность обычно выражается как пассивное сопротивление. Бессознательно индивид с таким типом поведения ощущает, что неспособен вести себя как взрослый человек с чувством ответственности, испытывает страх, что такую ответственность на него могут возложить. Как правило, у него отсутствует доверие к людям, которые могут отказать ему в помощи.

2) Автократ. Личность со склонностью к доминантному межличностному поведению. Она - искатель власти, конкурент, стремиться владеть другими людьми предпочитает иерархическую систему отношений, в которой сама стоит на вершине. Обычно ее потребность в контроле распространяется на самые разные области: интеллектуальное или физическое превосходство также могут служить прямыми средствами достижения власти, установления контроля над поведением и решениями окружающих людей. Скрытые, бессознательные чувства у автократа такие же, как и у абдикрата: ощущение собственной неспособности принимать ответственные решения, постоянное подозрение, что ему не доверяют, что его пытаются контролировать и принимать за него решения. Но все поведение направлено на то, чтобы любыми способами опровергнуть это чувство, как у других, так и у самого себя.

3) Демократ. Это человек, который успешно определил свои отношения в области контроля еще в детстве, для которого власть и контроль не являются проблемой. Он чувствует себя в равной мере уверенно, отдавая или не отдавая приказы, принимая или не принимая их - в зависимости от конкретной ситуации. Бессознательно он ощущает себя способным человеком с чувством ответственности, которого уважают окружающие, доверяют ему, и, следовательно, не испытывает потребности постоянно доказывать свою компетентность или увиливать от принятия решений.

4) Патология. Неспособность индивида к контролю или влиянию ведет к развитию психопатической личности.



Потребность в «аффекте»

Потребность в «аффекте»

Она определяется как потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. На эмоциональном уровне она проявляется в способности индивида любить других людей и в осознании того, что он любим другими в достаточной степени, что он достоин любви. Данная потребность обычно касается личных эмоциональных отношений между двумя близкими людьми (парных взаимоотношений) и ведет к поведению, направленному на эмоциональное сближение с партнером или партнерами. В детстве, если воспитание ребенка было неадекватным в эмоциональном плане, может сформироваться чувство страха, которое индивид в последствии может попытаться преодолеть различными способами, вырабатывая соответствующие типы поведения.

1) Чувственно дефицитный тип. Индивид, очень слабо испытывающий чувство эмоциональной привязанности, стремящийся избегать близких личных отношений с окружающими. Он старается поддерживать контакты на поверхностном, дистантном уровне, и его устраивает, когда остальные поддерживают с ним такие же отношения. Подсознательно он постоянно ищет удовлетворительных эмоциональных отношений, но боится, что его никто не любит; даже искренне сам любя людей, он не доверяет их чувствам по отношению к себе. Прямым методом поддержания эмоционального расстояния выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности. «Утонченный метод» - это внешне состоять в дружеских связях со всеми, чтобы избежать близкой связи с каким-либо одним человеком. В отличие от боязни «включения», заключающейся в осознании того, что личность малоинтересная, незначительная и бесполезная, боязнь аффектации проявляется в отношении к себе как неприятной, непривлекательной, недостойной любви личности.

2) Чувственно чрезмерный тип. Пытается сблизиться со всеми, хочет, чтобы окружающие изначально вели себя по отношению к нему доверительно. Быть любимым для него особенно важно, чтобы ослабить беспокойство от сознания того, что его могут отвергнуть и никогда не полюбят. Прямой способ добиться любви - это открытая попытка завоевать одобрение, быть чутким, расположить к себе, доверять людям. Более утонченный метод - манипулятивный: иметь много друзей, поддерживать приятельские отношения со всеми членами группы и незаметно предотвращать любую попытку с их стороны устанавливать дружеские отношения с кем-либо еще. Такие люди, как правило, обладают острой реакцией, их поступки мотивируются сильной потребностью в привязанности, они обладают более или менее выраженным чувством враждебности, основанном на подсознательном предчувствии отказа, отвержения со стороны окружающих.

3) Чувственно уравновешенный тип. Индивид с позитивным опытом в области эмоциональных отношений с детства. Он одинаково хорошо чувствует себя в ситуации, требующей тесных эмоциональных связей, и там, где требуется эмоциональная отдаленность, дистантность. Для него также важно быть любимым, но если его не любят, он способен признать этот факт спокойно, как результат конкретно складывающихся отношений с конкретным человеком. Подсознательно он чувствует, что привлекателен для тех, кто его хорошо знает, что он способен внушить истинную привязанность и любовь.

4) Патология. Трудности в данной области обычно ведут к неврозам.

Пример построения интерпретации (FIRO - В)

Цель лабораторной работы: Диагностировать: тип социальной ориентации личности, тип межличностного поведения, выявить противоречия в интеракциях, определить характер социально-психологической совместимости испытуемых (Оксана Н., 33 года (А), Женя К., 27 лет (В)).

Полученные результаты

1. Показатели межличностных потребностей

Межличностные потребности

А

В

Включение (выраженное поведение Ie)

6

3

Включение (требуемое поведение Iw)

4

3

Контроль (выраженное поведение Ce)

0

0

Контроль (требуемое поведение Cw)

3

4

Аффект (выраженное поведение Ae)

3

4

Аффект (требуемое поведение Aw)

3

5

2. Общий объем интеракций по шкалам

Межличностные потребности

А

В

Включение (Ie+Iw)

10

6

Контроль (Ce+Cw)

3

4

Аффект (Ae+Aw)

6

9

3. Общий объем противоречий по шкалам

Межличностные потребности

А

В

Включение (Ie-Iw)

2

0

Контроль (Ce-Cw)

-3

-4

Аффект (Ae-Aw)

0

-1

4. Совместимость межличностной ориентации*

Rki = 4

Rkc = 7

Rka = 3

Oki = 2

Okc = -7

Oka = -1

Xki = 0

Xkc = 1

Xka = 3

* В источнике не указывался алгоритм расчета данных коэффициентов.

Диагностированные типы межличностного поведения

1. Тип социальной ориентации испытуемых: испытуемый А - включение; испытуемый В - аффект.

2. Тип межличностного поведения включения у испытуемого А - социально-выровненный, у В - социально-дефицитный; тип поведения в аффективной области - у испытуемого А - чувственно-дефицитный, у В - чувственно-уравновешенный; тип выраженного поведения в области контроля у испытуемых А и В - абдикратический; тип поведения требуемого контроля - пограничный: абдикрат-демократ.

3. У испытуемых А и В обнаружены противоречия в интеракциях поведения контроля: между требуемым и выраженным поведением.

4. Испытуемые А и В обнаруживают совместимость в области поведения включения и аффекта; апатичную несовместимость в области контроля.

Интерпретация

Испытуемый А обнаруживает социальную ориентацию на включение. Взаимодействие с людьми не представляет затруднений. У данного индивида, взаимоотношения с людьми не представляют собой трудности. Ему хорошо с людьми и хорошо одному. Он может быть и "наверху", и "внизу" среди участников группы или же выбрать место где-то посередине - и в равной степени он будет чувствовать себя везде уверенно и хорошо, без чувства тревоги. Он способен на риск и вхождение в различные группы, а также может воздерживаться от риска и обязательств, если считает это неуместным. Бессознательно он чувствует, что является ценной, значимой личностью, способен искренне интересоваться остальными и чувствует, что остальные принимают во внимание и интересуются им. Тип поведения в аффективной области - у испытуемого А - чувственно-дефицитный, т. е. Он предпочитает эмоциональную дистантность в отношениях. Тип выраженного поведения в области контроля у испытуемого А - абдикратический; тип поведения требуемого контроля - пограничный: абдикрат-демократ, т. е. испытуемый уклоняется от принятия ответственности, охотно отдавая власть и руководство ведущему.

Испытуемый В обнаруживает аффективный тип социальной ориентации, хотя он и не ярко выражен, т. е. В межличностном поведении он стремится к удовлетворению, в первую очередь, потребностей в эмоциональном контакте. Для социально дефицитного типа поведения включения, выявленного у испытуемого В, характерны необщительность, стремление к интроверсии и уход от людей. Сознательно он хочет установить расстояние между собой и другими, мотивируя это тем, что он не хочет терять свою индивидуальность и растворяться в толпе. На бессознательном же уровне он определенно хочет, чтобы на него обратили внимание, т. е. Ему кажется, что это маловероятно и старается не рисковать. Самым страшным для него является то, что люди будут его игнорировать, что они не станут проявлять интереса и забудут о нем.

Его бессознательная позиция может быть выражена в следующем: "Никто мною не интересуется, поэтому я рискую быть игнорируемым. Я лучше отделюсь от людей и буду жить сам по себе". Это сильное побуждение к самоудовлетворению ведет к существованию без других. За этим отчуждением стоит тайное чувство, что никто не может его понять.

Его глубочайшее беспокойство, относящееся к его Я-концепции, состоит в том, что он чувствует себя бесполезным. Он считает, что поскольку никто не удостаивает его внимания, то значит он не представляет собой какой-либо ценности. Боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, может сопровождаться недостатком мотивации к жизни. Это сильно влияет на ежедневные интеракции, потому что степень, в которой индивид мотивирован к жизни, определяет в значительной мере общий уровень его энтузиазма, упорства и т. п. Вероятно, что страх одиночества и изоляции является самым сильным из всех межличностных страхов.

В области контроля поведение испытуемого В идентично поведению испытуемого А. В поведении аффекта испытуемый чувственно уравновешен, т. е. он в равной мере ожидает от других и стремится сам к оптимальной степени эмоциональной близости с членами группы.

Испытуемые А и В совместимы в области аффективного поведения и включения, но несовместимы в поведении контроля, так как оба имеют тенденцию к подчинению, отказу от ответственности, принятию функциональных ролей поддерживающего характера, не стремятся контролировать ситуацию, наоборот, оба склонны к принятию контроля извне.

Психологический прогноз

Испытуемый А. Поведение включения не представляет затруднений, хотя он не предполагает эмоционально близких отношений, предпочитая дистантность, безинициативность, умеренное принятие чужого контроля, прогнозируются поддерживающие функциональные роли.

Испытуемый В. Необщительность, узкий круг общения с акцентом на умеренную эмоциональную близость, ожидание эмоциональной поддержки и контроля.

Испытуемые могут бесконфликтно "присутствовать" в группе в роли исполнителей, не связанных отношениями подчинения-руководства. Не рекомендуется их объединение в группу , предполагающее делегирование им ответственности, целевых функциональных ролей.

Психологическая коррекция

Оба испытуемых нуждаются в коррекции локуса контроля личности (усиление интернальности); поведения выраженного контроля с целью развития чувства самодостаточности, уверенности в себе, доверия к людям.

Испытуемому А показана коррекция эмоциональной сферы с целью развития глубины эмоциональной привязанности, проработки боязни аффекции, расширение зоны открытости.

Испытуемый В нуждается в коррекции с целью проработки боязни включения в группу, формирования позитивной самоидентичности, самоценности.


Онлайн-версия опросника В. Шутца FIRO - В (в адаптации А. Рукавишникова)



Литературные источники: Финькевич Л.В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум. – Мн; БГПУ им. М. Танка, 2002. Кузнецова Е.В. Учебно-методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность». Часть 2 (методики изучения личности как субъекта общения и межличностных отношений). Для студентов дневного и заочного отделений факультета психологии РГУ и слушателей Центра переподготовки «Практическая психология». г. Ростов-на-Дону, 2006.