Комплекс угрожаемого авторитета

Авторитет — это человек, играющий определенную социальную роль, с ним связаны соответствующие ожидания окружающих. Но авторитет — это и психологическое состояние личности, которое складывается из осознания своих возможностей и компетенции, понимания того, что ожидают от нее окружающие, из осознания своих прав, значения собственной деятельности. Рост авторитета нередко рассматривается руководителем как собственная победа, а его потеря — как личная трагедия.

Панический страх утратить имидж руководителя называется «комплексом угрожаемого авторитета».

Появление этого комплекса некоторые психологи связывают с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. При этом такой человек в глубине души понимает, что «на деле» он не так хорош, каким хотел бы казаться самому себе. Изо всех сил он гонит от себя эту мысль, что порождает напряжение и тот внутренний конфликт, который становится причиной ущемленного самолюбия.

Януш Рейковский

Польский психолог с мировым именем Януш Рейковский (Janusz Reykowski), немало внимания уделивший изучению «комплекса угрожаемого авторитета», в качестве примера приводил то, как реагируют чиновники высокого ранга и руководители крупных предприятий на критику в прессе. Традиционно в ответ на обвинения они в качестве контрмеры публикуют телеграфный перечень достижений и список объективных трудностей, связанных с плохой работой партнеров или происками «врагов». В то же время собственные неурядицы оказываются покрыты туманом тотального замалчивания. А реакция на критику внутри организации чаще всего имеет менее цивилизованный характер и может доходить до «выдавливания» неугодных.


Вместо нормальной и планомерной работы в организации начинаются поиски «врага», со всеми негативными последствиями — постоянным напряжением, ухудшением психологического климата в коллективе, нацеленностью не на результат, а на процесс. Такой руководитель не способен услышать и мнения сторонних наблюдателей — консультантов и экспертов. Чем лишает себя последней надежды на трезвую и объективную оценку своей деятельности.

Общаться с таким человеком крайне сложно, ведь все происходящее он воспринимает через призму отношения к своей персоне. Любое слово критики относительно какого-либо решения или действия, им инициированного, он воспринимает как личное оскорбление.

Следует отметить, что искусственное повышение планки своего авторитета за счет создания культа личности — прямой путь к возникновению комплекса.

Каковы же последствия подобного поведения руководителей, спасающих свой авторитет от болезненной критики любой ценой? Вот некоторые, из них:

  • расширяется деятельность, направленная на защиту авторитета и соответственно меньше времени остается на решение основных задач организации;
  • затрудняется и даже становится невозможным нормальное функционирование информационных каналов внутри организации, особенно на ее высших уровнях, что очень напоминает склероз головного мозга;
  • отравляется микроклимат взаимоотношений в организации и подрывается творческое отношение сотрудников к своему труду. Это неизбежные последствия обстановки, в которой непрерывно идет поиск «козлов отпущения», а достоинства выдвигаемых предложений оцениваются только тем, насколько они соответствуют мнению «авторитета» и его «двора»;
  • меняется кадровая политика — предпочтение отдается тем, кто послушнее поддакивает руководителю.

Самодиагностирование этого «заболевания» практически невозможно. Лишь в очень редких случаях руководитель может прислушаться к мнению подчиненных. Единственный грамотный способ обезопасить себя от вредоносного комплекса, будучи руководителем, — это профилактика.

Чтобы преодолеть комплекс, можно начать с малого, хотя бы слегка изменив сложившиеся за много лет модели поведения. Для начала можно позволить себе признаться соратникам в незначительной оплошности и убедиться, что ничего непоправимого не произошло. Также можно взять за правило раз в день выслушивать и оценивать хотя бы одно критическое замечание, не забыв при этом «выключить» эмоции.


Выяснить наличие комплекса угрожаемого авторитета онлайн



Источники: Науменко Н. Держать марку. Любой ценой. "Власть денег" (№23, 2010); Липcиц И.В. Комплекс угрожаемого авторитета, Центр дистанционного образования «Элитариум».