Структурные роли «Я» по Э. Берну

Эго-состояния по Эрику Берну: родитель, взрослый, ребенок

Трансакцией в рамках трансактного анализа Э. Берна называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей.

Эго-состояние — совокупность относительно независимых и обособленных во внутреннем мире человека эмоций, установок и схем поведения. Эти состояния дискретны и могут проявляться в поведении человека в форме как бы исполняемой роли, занимаемой позиции. Но это не роли в обыкновенном понимании, а некие феноменологические реальности; особый паттерн мышления, чувств и поведения.

Родитель

Дает возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществляет автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры.

Взрослый

Производит объективную обработку информации, высчитывает вероятности, существенные для взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регулирует деятельность Родителя и Ребенка, осуществляет объективное посредничество между ними. Формирует «Я – Образ».

Ребенок

Его сферы – интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство, поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое, инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности.


Основные характеристики позиций в общении (по Берну)

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)