Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно

Технология способствует развитию навыков ситуационного мышления, дает возможность посмотреть на проблему с разных сторон, точек зрения. Применяется как ролевая игра, и позволяет отстранить свое Эго и обыденные установки, чтобы получить более объективный и всесторонний обзор изучаемого вопроса.

Целевая аудитория 

Метод может быть интересен руководителям высшего и среднего звена, а так же маркетологам и сотрудникам креативных агентств, занимающимся созданием всех видов рекламы, разработкой и продвижением брендов.

Основания метода

Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы  развития творческого мышления:

- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
- развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;
- развитие способности к видению различных аспектов одного явления;
- развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;
- развитие способности к «объединению противоположностей» и использо­вание данного ресурса для решения задачи.

Все принципы согласуются с технологией ситуационного анализа. Кроме того, Э. Де Боно разработал метод обучения «эффективно мыслить» и назвал его «Шесть шляп мышления». Надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.

Шесть шляп мышления

Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной...

Тренировку навыков ситуационного анализа предлагается начать с игры представленной ниже. Она научит рассматривать ситуацию с разных сторон, и к этому опыту мы сможем обращаться и в других играх. Участники игры делятся на шесть групп и размещаются в комнате на достаточ­ном расстоянии друг от друга. Убедившись, что все удобно устроились, ведущий рассказывает притчу.



«Итак, дорогие друзья, — говорит ведущий, — мы с вами сейчас переносимся в мастерскую старого Мастера, становимся его сыновьями. Нам предстоит разделить отцовское наследство. Прошу вас быстро посовещаться внутри команды и сказать о своем решении. Торопитесь, самые быстрые могут взять шляпу, которую вы для себя выбрали».

Если у ведущего заранее заготовлены разноцветные шляпы, он раздает их командам, согласно заявкам. Бывает, что две или три команды выбрали одну шляпу — в этом случае им придется договориться между собой. После того, как шляпы распределены между группами, ведущий дает задание.

Варианты заданий

Перепишите с позиции каждой шляпы известную сказку («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»). Пример переписывания сказки "Репка" (50 КБ): popular_tale.doc

Все владельцы шляп — одна команда администрации муниципального образования некой области. В области имеются прекрасные леса, реки; эти места посещали известные люди. Традиционно это сельскохозяйственный район. Но сейчас появилась идея сделать основную ставку на развитие туризма. Необходимо оценить эту идею со всех сторон и прийти к решению.

Все владельцы шляп — одна команда менеджеров по продаже (продукцию можно выбрать, посовещавшись с участниками игры). Один из заказчиков оказался конфликтным человеком и предъявляет претензии к качеству про­дукции фирмы, которую представляет команда. Что делать и как вести себя членам команды в этой ситуации? Оцените ситуацию и предложите реше­ние с позиции хозяина каждой шляпы.

Все владельцы шляп — команда психологов-консультантов. Клиент — биз­несмен средних лет, исполнительный директор небольшой строительной фирмы (малого предприятия). У него проблема выбора: либо сместить нынешне­го директора и взять весь объем работ на себя, либо заняться выпуском сопутствующей строительной продукции (допустим, эксклюзивные гвозди по новейшей технологии) на том оборудовании, которое он приобрел на свои деньги. Если он станет директором фирмы, объем его прибыли будет значительно выше, чем при выпуске собственной продукции. Однако и риск боль­ше. Оцените ситуацию клиента с позиции обладателя каждой шляпы и сфор­мулируйте рекомендацию клиенту.

Все владельцы шляп — одна команда рекламистов. Вам нужно рекламиро­вать новое мыло (или любой другой ходовой продукт). Известно, что существует огромное количество разнообразных сортов мыла. Предложите идею новой рекламы, сформулируйте позиции разных шляп. После знакомства со всеми идеями постройте общее обсуждение и сформулируйте идею рекламы нового мыла.

Можно дополнять задания игры ситуациями, с которыми команда столкнется на практике. Время выполнения задания зависит от сложности задачи. Первую игру со шляпами имеет смысл посвятить переписыванию известной сказки. Это прекрасная тренировка.

Источник: "Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд" Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004.


Описание

Материал подготовлен
Руденко Владимиром
Материал подготовлен
Руденко Владимиром