Карта диагностики конфликта

Карта диагностики конфликта

Организационный конфликт — это интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования.

Он может существовать:

- на внутригрупповом уровне (руководитель—подчиненный; руководитель—подразделение; между рядовыми членами группы; ролевые конфликты);
- на межгрупповом уровне (вертикальный — между подразделениями разного уровня организационной структуры; горизонтальный — между подразделениями одного уровня; ролевой - из-за неопределенности взаимопересекающихся сфер ответственности и контроля).

Причинами конфликтов на внутригрупповом уровне могут быть; стиль руководства, групповые цели и нормы, организация труда, системы групповой коммуникации, структурные параметры и условия труда, ролевые неопределенности, личностные особенности и интересы членов группы и т.д. Наиболее частыми причинами конфликтов на межгрупповом уровне являются: взаимозависимость производственных задач и целей; неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда; неодинаковые условия труда, оплаты, перспектив роста, социальных благ; конкуренция за ресурсы и фонды; различия в профессиональной подготовке, ценностях, образовании, стилях общения, социальном статусе членов разных групп; несовершенство межгрупповых каналов коммуникации; функционально-ролевые неопределенности.

Диагностика и вмешательство

Управление групповыми конфликтами в организациях включает два процесса - диагностику конфликта и выбор и применение стратегии вмешательства.

Карта разрешения конфликта

Исчерпывающий диагноз включает измерение параметров конфликта и анализ диагностических данных. Измерению подлежат следующие параметры:

- величина или интенсивность конфликта на индивидуальном, групповом и межгрупповом уровнях;
- стили управления конфликтами членов организации с руководством, подчиненными, коллегами;
- источники интенсивности и основания выбора стилей;
- индивидуальная, групповая и организационная эффективность.

Анализ данных включает:

- интенсивность конфликта и конфликтные стили, классифицированные по подразделениям, и их сопоставление с соответствующими нормами;
- взаимосвязи интенсивности конфликта, конфликтных стилей, их источников и эффективности.

Диагноз должен дать ответ на вопросы - есть ли необходимость вмешательства и какой конкретно тип стратегии необходимо использовать. Обычно результаты диагноза обсуждаются представительной группой руководителей с привлечением внешних экспертов.

Скачать вариант карты диагностики конфликта (29 КБ): conflict_map.doc.

Узнать индивидуальные особенности реагирования в конфликтной ситуации: пройти тест К.Томаса, или оценить интенсивность конфликта в группе.

Существует два подхода к выбору и использованию стратегий вмешательства в управлении конфликтами: поведенческий и структурный.

В стратегиях вмешательства, ориентированных на поведение, делается акцент на повышение групповой и организационной эффективности через изменение организационной культуры (установок, норм, ценностей, убеждении и т. д.), и как следствие — поведения. Процедуры вмешательства ориентированы на то, чтобы дать возможность членам организации обучиться различным стилям управления конфликтами и диагностике ситуации, в которых их приемлемо использовать. Здесь используются разные процедуры: Т-тренинг, ролевой анализ, трансактные процедуры, методы группового развития, межгрупповая лаборатория и т. д.

В структурных стратегиях для повышения организационной эффективности акцент делается на изменении структурных характеристик: механизмов дифференциации и интеграции, систем коммуникации, вознаграждений и наказаний и т. д. Здесь используются методы обогащения труда, реструктурирование рабочих мест, социотехнические изменения трудового процесса и т. д.

Источник: Социально-психологический подход к исследованию конфликтов (В.А. Соснин) в книге Социальная психология. Под.ред. А.Л.Журавлева.

Возможно вас заинтересует бизнес-курс от SkillSoft От конфликтов к сотрудничеству. Договоримся! на ozon.ru.


Теги: технологии, управление конфликтом
Материал подготовлен Руденко Владимиром

Видеотека (ВСЕ РОЛИКИ)

Начальный курс английского языка. Часть 2. Урок 2
Рейтинг:
Дата: 13.10.2012
Просмотры: 2 508
Арабский для детей Урок 9
Рейтинг:
Дата: 26.10.2012
Просмотры: 2 436
Pronunciation Tips - Diphthongs (double vowel) 4
Рейтинг:
Дата: 26.10.2012
Просмотры: 2 253
Полиглот. Итальянский язык за 16 часов. 16 урок
Рейтинг:
Дата: 04.10.2012
Просмотры: 2 274
Бонжур, Франция. Уроки французского языка. Урок 8
Рейтинг:
Дата: 04.10.2012
Просмотры: 2 983