Хотят ли предприниматели видеть своих детей в бизнесе

В ходе проведения исследования мы решили выяснить, хотят ли действующие предприниматели видеть своих детей предпринимателями в будущем, и установить с какими факторами взаимосвязан ответ на данный вопрос.

В ходе проведения исследования мы решили выяснить, хотят ли действующие предприниматели видеть своих детей предпринимателями в будущем, и установить с какими факторами взаимосвязан ответ на данный вопрос. Было предложено три варианта ответа. Результаты распределились следующим образом: утвердительный ответ (73 респондента), отрицательный (8 респондентов), не знаю (19 респондентов). Раскроем подробности.

Утвердительный ответ давали бизнесмены высоко оценивающие престиж профессии. Так же ответ положительно коррелировал с показателями по таким отдельным шкалам методики PCRS (Склонность к изменениям), как оптимизм и адаптивность, и интегральным шкалам – толерантно-адаптивный и общий тип готовности к переменам. Экстраверсия (по методике Майерс-Бриггс) сопровождалась желанием видеть детей в бизнесе.

Низкие показатели по шкале толерантность к двусмысленности и толерантно-адаптивному типу готовности к переменам и высокие по шкале интроверсии сопровождались ответом «не знаю». Так же ответ «не знаю» чаще давали более молодые бизнесмены с меньшим опытом предпринимательской деятельности.

Ответы «да» и «нет» обнаружили взаимосвязь с 2-мя шкалами методики Зимбардо по временным перспективам, причем действие шкал обнаружило дихотомический признак. Низкие показатели по шкале позитивное прошлое и фаталистическое настоящее соответствовали желанию бизнесменов видеть своих детей в аналогичной профессии, высокие показатели – не желанию видеть детей предпринимателями.

Если интерпретация результата по шкале фаталистическое настоящее свободно вписывается в логику рассуждений: вера в судьбу, подчиненное отношение к настоящему и не возможность влияния на настоящее и будущее – всё это может свободно экстраполироваться на детей. Предприниматели менее способные влиять на ход событий – не хотят видеть детей в бизнесе, т.к. вероятно считают, что дети в бизнесе будут не способны успешно заниматься бизнесом, или же считают, что существуют более «стабильные» профессии, в которых можно реализовываться, плывя по течению и с наименьшими усилиями.

Понимание же связи видения детей в бизнесе со шкалой позитивное прошлое, на наш взгляд, имеет другую причину. По всей видимости, бизнесмены с позитивным прошлым опытом чаще склонны смотреть на мир «через розовые очки» и желают детям более легкого будущего, что навряд ли соотносится со спецификой предпринимательской деятельности в современной России.

И последняя выявленная тенденция (на грани статистической значимости) заключается в следующем: бизнесмены «знающие законы» более благосклонно относятся к потенциальному предпринимательству детей. Проще говоря, знание придает уверенности.

Известно, что экономическая социализация, полученная в семье, оказывает сильное влияние на экономическое поведение детей. Они нередко тратят деньги по той же модели, что и их родители (покупают много дешевых вещей или копят на дорогие и др.). Ощущение себя богатым или бедным так же оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. То, что ребенок в детские годы приобретет в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и формирования культуры. И с этим нельзя не считаться. Передавая конструктивные модели поведения детям, внушая им уверенность в своих силах, родители могут способствовать воспитанию предпринимательского духа в детях. Только существует один нюанс, сначала этот предпринимательский дух родителям нужно выработать в себе.


Описание

Материал подготовлен
Руденко Владимиром
Материал подготовлен
Руденко Владимиром