Тему утвердили, и что дальше?

Тему утвердили, и что дальше?

Когда студент, магистрант или аспирант сталкивается с новой темой, выбранной им самим или назначенным научным руководителем, то большинство задаются вопросом: «с чего начать?». При благоприятном стечении обстоятельств научный руководитель может направить и подсказать, какие первые шаги должен предпринять студент, однако довольно часто студенту дается возможность проявить свою самостоятельность и продемонстрировать умение работать над научным проектом. В таких случаях могут быть несколько разных вариантов организации начала работы, и каждый выбирает свой собственный путь, однако можно выделить несколько основных этапов, которые будут отличаться в зависимости от уровня научной работы.

1. Исходя из названия, выделить основные термины, явления и свойства, которые будут изучаться в дальнейшем, в теоретическом анализе проблемы. При теме «Структурные методы управления конфликтами в организациях» в теоретической части необходимо раскрыть: понятие конфликта, специфика конфликтов в организации, методы управления конфликтами и, если такой материал есть, специфические методы управления конфликтами.

2. На втором этапе – поход в библиотеку и поиск литературы в интернете. Тут необходимо оговорится, что я вовсе не призываю скачивать готовые работы, поскольку в большинстве случаев, это оцифрованные диссертации, при этом если Ваш научный руководитель дал Вам тему в которой он разбирается, то скорее всего и скаченную Вами диссертацию (защищенную как в 1989 так и в 2009) он скорее всего знает. Другой аспект это наличие в интернете полнотекстовых журналов и сканированных книг, которые могут быть подспорьем в работе. В то же время если вы владеете английским языком, то существуют поисковые системы по научным источникам, так на пример в поисковике scirus.com есть доступ к некоторым диссертациям, статьям и презентациям по различным темам (подробнее о поиске научной информации). На этом этапе, довольно продолжительном, в ходе поиска и прочтения происходит понимание темы и формируется представление о том, каким должно быть наполнение теоретической части Вашей работы.

3. Далее теоретический анализ каждого из выделенных категорий структурируется. Существуют различные способы работы с источниками, возможно составление каталога прочитанной литературы по типу библиотечных карточек, куда вносятся выходные данные источника (ФИО автора / авторов, название, издательство, год издания, количество страниц в книге, ISBN код и страницы (диапазон страниц) на которых находится текст, который возможно использовать при цитировании. Для тех, кто не любит работать с бумажными карточками и предпочитает работу на компьютере, существуют специальные программы-каталоги, а некоторые используют exel, создавая таблицу-каталог и формируя ее под свои потребности. Другой также возможный и для некоторых не менее удобный способ создание цитатника в формате word, являясь наиболее «примитивным» данный способ не требует особых навыков и является довольно удобным при итоговом написании текста. При выборе этого способа создается документ, где вверху – подзаголовок, название параграфа или основной термин, а ниже вносится цитата, фраза, подход автора, а после (в квадратных или косых скобках) полностью выходные данные по последнему ГОСТу оформления списка литературы. После того, как соберется достаточное количество источников каждый «параграф» вычищается, объединяются цитаты, высказывания и позиции, делаются промежуточный выводы по параграфу.

4. Параллельно третьему пункту или после него (в зависимости от имеющегося у вас времени) начинается работа над эмпирической частью. План эмпирического исследования, который включает описание эмпирического объекта исследования, т.е. кого мы будем изучать (мужчин, женщин, их возраст, особенности социального положения и т.д.) и набор методического инструментария (анкеты, методы и методики). На этом же этапе необходимо продумать математическую обработку и статистический анализ, который будет использован. План необходимо утвердить у научного руководителя, поскольку далеко не всегда у студентов, магистрантов и аспирантов хватает опыта, что бы составить план, который бы в полной мере отражал название работы, хотя в тоже время довольно часто руководитель просто утверждает и дает добро на разработанный план. Бываю совсем редкие случаи, когда научный руководитель говорит, что он вам «доверяет». Если он уверен в Вас – вперед, если вы при этом не уверены в себе, то мозговой штурм с однокурсниками и форумы никто не отменял.

5. Пятый этап один из самых сложных, т.к. включает проведение эмпирического исследования и первичную обработку данных. Тут необходимо отметить, что это крайне кропотливая и утомительная работа, а в некоторых случаях требует огромного количества времени. Также следует учитывать, что в некоторых методиках, помимо подсчета средних баллов по шкалам, возможно использовать ответы на каждый вопрос в отдельности. В этом случае лучше использовать электронные варианты методик, что с другой стороны в ряде случаев добавляет проблем, т.к. необходимы компьютеры с установленным программным обеспечением. Однако набор данных вручную не так обременителен, если данные собирается заранее и обрабатываются по мере получения. Конец данного этапа включает статистическую обработку данных (Exel, SPSS, Statistica- Вам в помощь). Трудность данного этапа заключается не столько в кропотливости и «время-затратности», сколько в том, что бы найти людей, уговорить заполнить анкеты и собрать с них. Из личного опыта раздав около 220 анкет, полностью, и правильно, заполненных ко мне вернулись 150. Остальные были не корректно заполнены, с пропущенными ответами и т.д. Хотя собирая нужно просматривать, но когда скопом приносят 10 человек – то легко не увидеть пропущенных 2-3 ответа,

6. Шестой этап – это сбор всех полученных данный и написание выводов. И хотя по описанию данный пункт наверно один из самых коротких, он требует не меньших усилий, чем любой другой. И дать тут конкретные советы крайне сложно, так что пишите, как вы это видите и «научный руководитель Вам в помощь»!

Шесть, на первый взгляд элементарных, этапов, которые на практике выливаются в два, три, а иногда и более лет кропотливой работы. И это в том случае, если есть некие работы схожие с вашей тематикой. Труднее тем, у кого научный руководитель умеет генерировать новые идеи и дает темы, включающие новые, неизученные ранее термины и понятия. Тогда совет один – искать на иностранных сайтах, переводить адаптировать. Однако поиску по иностранным поисковикам, их особенности и специфику мы постараемся раскрыть в следующих выпусках.

Литература по теме написания и защиты диссертации на ozon.ru.


Теги: этапы научного проекта, рекомендации
Материал подготовлен Погонцевой Дарьей